Архитектура майя (часть 1)

Храм в Паленеке

Храм в Паленеке

Цивилизация майя - прошедшая, согласно документальным свидетельствам, два этапа, соответствующие историческим периодам Древнего и Нового царства, нашла самое характерное выражение в архитектуре и изобразительном искусстве. Наши представления о классической монументальной архитектуре в значительной мере связаны с образами Акрополя в Афинах и пирамид в Гизе. Храмы майя кое в чем сходны с афинским Акрополем, а их пирамиды напоминают египетские, но в то же время они построены по совершенно своеобразному плану, они самобытны, не похожи ни на какие другие знаменитые сооружения Старого Света.

Прежде всего здесь следует подчеркнуть, что города майя не были городами в общепринятом значении этого слова. Это были культовые и торговые центры, где люди собирались, чтобы принять участие в религиозных обрядах, выполнить свои гражданские функции, обменять продукты своего труда на другие. Каменные здания, иногда очень внушительных размеров, вовсе не были приспособлены для постоянного жилья: в них не было ни очагов, ни окон, а иногда даже и отдушин для проветривания (знаменательно, что на современном юкатанском языке такие здания, лежащие теперь в руинах, называются актун, словом, означающим у юкатанцев пещеру). Во внутренних помещениях дворцов и храмов царил полумрак и только в определенный, очень точно рассчитанный час дня, когда солнце проникало через специальные щели, храмы озарял странный свет.

Разумеется, такие здания могли населять только... боги, которым они и посвящались. Внутри храмов воздвигались алтари, помосты, большие платформы, имевшие при церемониях определенное назначение. Жрецы, их помощники и ученики жили в храмах некоторое время лишь накануне празднеств, когда постились и готовились к свершению обрядов.

Все эти обстоятельства, а также сравнительно развитые познания в области математических, особенно геометрических расчетов, наличие подходящего строительного материала (камня) и самобытной концепции, выработанной в процессе исторического развития народа, позволяло майянским архитекторам воздвигать здания монументальных пропорций, соответственно эстетическим представлениям правящей городами жреческой верхушки, отличавшиеся совершенно оригинальной и самобытной архитектурой, поставленной на службу культа - господствующей формы идеологии в древнем обществе майя.

Европейцы впервые вступившие в контакт с монументальной архитектурой Центральной Америки, были поражены мощностью и смелой конструкцией зданий, странным сочетанием в них света и тени, массивностью строительного материала и своеобразием декоративных мотивов.

«Повсюду неистовство света, - пишет Жан Бабелон в книге «Жизнь майя» («La vie des mayas», Париж, изд. Галлимар, 1934), - которым архитекторы с дерзким и жестоким спокойствием пользуются для достижения декоративного эффекта: антаблементы с резкими горизонтальными выступами, застывшие в непреклонной суровости, каменные шпалеры, нависающие между маленькими колоннами, как решетки или сплетения ивовых ветвей, фризы из связанных между собою треугольников в кружевной резьбе, полукруглые ступени, зигзагообразные мотивы или узоры из прямых углов, прекрасно упорядоченное сочетание, внушающее трепет, как система господства и угнетения. Ни одна вертикаль не смягчает впечатления придавленности, создаваемого этой плоской дремотной архитектурой, воздвигнутой на искусственных насыпях не в поддержку возвышенного акта молитвы, а для того, чтобы еще больше увеличить вещий груз ее силы».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *