Архитектура майя (часть 2). Пирамиды майя.

Копан

Копан

Руины зданий, воздвигнутых некогда архитекторами майя, являются в наши дни самыми популярными туристическими объектами в Центральной Америке, по всей территории между Сальвадором и Мексикой. Из них наиболее интересны следующие.

Копан, где монументальная иероглифическая лестница - названная так потому, что вертикальную грань каждой ступени покрывают глубоко высеченные глифы - величественно возвышает свои 63 ступени на 26 метров над уровнем площади, вызывая странное ощущение грандиозности и головокружения у всех, кто имеет любопытство (и смелость) подняться по ней.

Киригуа, расположенный по линии железной дороги между городами Пуэрто-Барриос и Гватемала, стоит на плодородной равнине, на кромке долины Мотагуа, где когда-то были леса, а сейчас расстилаются банановые плантации. Здесь нет высоких пирамид майя, и каменные здания скромны, но место это самое известное из всех археологических раскопок поселений майя, благодаря стройности и изяществу каменных стел из украшенного резьбою песчаника и причудливых алтарей - громадных каменных блоков в форме населявших мифологию майя фантастических чудовищ неба, в которых вся масса строительного материала гармонично сочетается с тонкой сложностью деталей.

Стела в Киригуа

Стела в Киригуа

Лубаантун, в южном Британском Гондурасе, не имеет ни стел, ни зданий, но его самобытность проявляется в производящих грандиозный эффект пирамидах, сложенных из квадратных блоков прозрачного известняка, обладающего некоторыми свойствами мрамора и очень похожего на него.

Лубаантун

Лубаантун

В Чичен-Ице, кроме зданий, о которых уже говорилось выше, очень своеобразна архитектура «Дома монахинь» (Casa de las Monjas), названного так после конкистадорских завоеваний, по-видимому в ошибочном предположении, что здание занимали своего рода майянские весталки (бравых солдат скорее привлекала теория целомудрия, чем его практика). Это здание стоит на выложенном из камня мощном фундаменте, над которым возвышаются два этажа комнат, украшенных скульптурными масками; отвратительные оскалы этих масок создают особую атмосферу, господствующую над всем этим странным сооружением.

Дом монахинь в Чичен-Ице

Дом монахинь в Чичен-Ице

Сан-Хосе, в центральной части Британского Гондураса (интересно об интересном), был одним из малых культовых центров. Несмотря на свое расположение на окраине «трапеции» майя, он все же был довольно важным торговым городом, о чем свидетельствуют многочисленные находки: (расписные керамические сосуды из Юкатана, глиняные фигурки из Веракруса, украшения из раковин, характерные для Тихоокеанского побережья, обсидиановые предметы, вероятно, из Сакапы, расположенной в северо-восточной части гватемальского горного района, нефритовые статуэтки неизвестного происхождения, медные орудия, и украшения, по-видимому, из Центральной Мексики, коралловые украшения с берегов Караибского моря, мраморные сосуды, типичные для некоторых районов Гондураса, а также большое количество расписной керамики из самых разных мест. Жители Сан-Хосе не высекали скульптур, но украшали свои здания рисунками на штукатурке.

Некоторые незаконченные здания из Тикаля, где работали знаменитые архитекторы, позволяют нам догадываться, как происходила постройка тысячу двести лет назад: одни строители подносили камни и землю для центра пирамиды, другие примитивными орудиями распиливали бревна для стройки и готовили дрова для нагрева печей, третьи - обтесывали строительный камень. При торжественном открытии памятников некоторые из рабочих, вероятно, приносились в жертву; в основании стен, под плитами храмов и лестниц лежат в керамических сосудах черепа. На большой церемониальной площади и на платформах перед пирамидами стоят разнообразные стелы из известнякового камня, украшенные скульптурной резьбой и росписями, изображающими богов и иероглифические тексты, напоминающие о том, что неумолимое течение времени продолжало быть важной проблемой у древних майя. Через каждые 5-10 или 20 лет воздвигалась новая стела, неся на себе запись о проникновении за эти промежутки в тайны времени и движения небесных тел. При некоторой доле фантазии мы можем представить себе, как жрецы-астрономы, переходя от одной стелы к другой, проверяют свои теории относительно продолжительности солнечного года или года Венеры.

Наконец, назовем Вашактун (в области Петен, в Гватемале). Здесь, в лесу, под слоем земли и буйной тропической растительностью, была обнаружена самая древняя пирамида майя (328 г. н. э.). Когда она была обнаружена в 1916 году, ее покрывала другая, значительно большая по размерам и высоте пирамида; поскольку верхняя пирамида была очень разрушена, ее разобрали и под ней открылась более древняя, сохранившаяся в своем почти первоначальном состоянии. Это квадратная пирамида, высотою более восьми метров, с четырьмя лестницами, ведущими к двум верхним террасам. Платформы окружены восемнадцатью гротескными масками, высотою 1,8 м и шириною 2,4 м. Причудливые по замыслу, эти маски внушают однако безмятежный покой, странно контрастирующий с нервозностью всей пирамидальной массы. Изогнутые клыки в углах пасти, косматые брови, приплюснутый нос и язык, наполовину высунувшийся над верхней губой, не вызывают никакого сомнения в том, что это изображение бога Ягуара. Маски с нижней части пирамиды, еще более стилизованные (один художественный критик нашего времени сказал, что они принадлежат к «палеоимпрессионистскому» течению), создают впечатление, что перед зрителем - морды фантастических животных, объединяющих в себе черты змей и ягуаров. Итак, от фундамента и до верхних платформ пирамида из Вашактуна образует единое целое с украшениями, может быть, необычными и причудливыми, но производящими очень сильное впечатление и передающими мощь всего ансамбля.

Рейтинг сайтов онлайн фильмов на ВебКритике.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *