Архитектура майя (часть 3)

Архитектура майя

Постройки майя, будь то храмы, дворцы или пирамиды, не сравнимы ни с какими известными строениями Старого Света. У майянской и астекской пирамид есть целый ряд общих деталей, но те и другие решительно отличаются от египетских, которые являются храмом, святилищем или гробницей. Американская пирамида это просто гигантский постамент - естественный или насыпной, выполняющий роль платформы для культового здания, возвышая его (в прямом и в переносном смысле) в глазах верующих и используя в этих целях крутые, иногда очень смелые, головокружительные лестницы. Итак, эта пирамида не скрывает в своем чреве никаких секретов, доступных лишь жрецам, как египетские пирамиды, а выставляет святилище на яркий свет тропического солнца, вознося его на платформу, куда могли подниматься только избранные.

Архитекторы майя не знали арки и свода; их заменял так называемый «ложный свод», поэтому их здания были довольно узки и длинны, а при толстых стенах возможны были только очень маленькие окошки. Зато поверхность, подходящая для украшений, была, достаточно велика, чем отчасти и можно объяснить великое изобилие фресок и барельефов в культовых центрах.

Городская архитектура, развитие которой не выдерживает никакого сравнения с архитектурой, поставленной на службу культа, расцвела особенно в эпоху Нового царства. В некоторых городах, располагавшихся в засушливых районах, были устроены каменные или цементные плоскодонные водоемы. Археологи обнаружили сложную канализационную систему для вывода воды со дворов и из помещений. Речка, протекавшая через город Паленке, была повернута в другом направлении, к подземному акведуку; по тем его местам, где он не обвалился, могут пройти плечом к плечу пять человек. Каналы, идущие от храмов и дворцов, несли сюда воду, стекавшую с крыш и дворов. Ниже по течению, уже, за искусственным руслом, через речку был переброшен выгнутый мост, который археологи, любители ассоциаций, сравнили с мостами древней Венеции. До нас не дошло ни одного имени тех художников и скульпторов, которые высекали причудливые и в то же время поразительно мощные фигуры, мы не знаем имен архитекторов, творцов величественных храмов и дворцов древнего Юкатана и создателей пирамид, хотя одна из них - из Нолулы - выше знаменитой пирамиды Хеопса из Гизе (считающейся, между прочим, одним из семи чудес света). Более того, лингвисты наших дней напрасно занимались бы поисками в многочисленных америндейских языках слова «искусство». Понятия этого не было в древней Америке. Барельеф просто назывался богом дождя или богом кукурузы, стела была счетом годов, а пирамида - местом жертвоприношений или постройкой в честь солнца.

Историк искусства Фердинанд Антон в своем труде «Древняя Мексика и ее искусство» (Alt Mexic und seine Kunst, Лейпциг, 1965 г.) вполне справедливо отмечает, что «безымянный художник, создававший керамические украшения для поклонения умершим, неизвестный скульптор, вытесывавший каменными орудиями каменные изображения божеств, или безымянный архитектор, воздвигавший храмы и культовые дворцы, - все они имели совершенно иное мировоззрение, чем люди нашего времени, пытающиеся объяснить себе этот умерший мир». По поводу же назначения древнего мексиканского искусства с его столь необычайными, самобытными формами он говорит: «Полихромная керамика в погребениях, нефритовые украшения на шее жрецов, обсидиановые маски для сановных покойников, каменные скульптуры у основания пирамид, здания, поражающие своими фресками и сердцами принесенных в жертву пленников, все, что составляло искусство, как и культ, предназначалось для одного - для поклонения божествам, для сохранения космического порядка».

Если архитектура майя умерла, одновременно с Новым царством, искусство их живет до наших дней; каменотесы-художники, гончары и, ткачи из малых поселений продолжали свой труд и во время фратрийских войн, и в период испанской колонизации, сохраняя тысячелетние традиции своего народа.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *