Чаша со змеёй

Чаша со змеей

Эта эмблема в течение многих веков символизировала труд представителей самой гуманной профессии в мире. Нельзя не согласиться с мнением, высказанным в журнале «Здоровье мира» (май 1970 г.), что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название «асклепиев уж». Этот вид пресмыкающегося хорошо известен биологам. Ужовые — самое обширное семейство змей, они живут на юге Европы. Их длина достигает 1,5 м. Известный зоолог А. Брем так описывает «асклепиева ужа»: «Он легко отличается по маленькой, мало отделенной от шеи голове с закругленной мордой, плотному телу и длинному, тонкому хвосту, а также по строению покрова и простой окраске. На теле находится 21—23 ряда гладких чешуй. Верхняя сторона тела и головы обыкновенно буровато-серо-желтого цвета, нижняя сторона — беловатая, на затылке находится с каждой стороны по желтоватому пятну, а на спине и на боках заметны мелкие беловатые крапинки. Встречаются очень светлые и почти черные асклепиевы ужи. Форма тела и движения асклепиева ужа имеют что-то чрезвычайно привлекательное, изящное, утонченное. Пойманный асклепиев уж, если им заниматься, становится ручным и добродушным, вступает в дружбу с хозяином и никогда не пытается его укусить, а попав на свободу, часто возвращается к своему хозяину».

Именно этих змей находят до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где такая змея обычно не годится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), и Австрии (у Бадена около Вены), в Германии. Их завезли сюда римляне.
Ужи, а не ядовитые змеи жили в центрах культа Асклепия (Эскулапа) в Греции и Риме. Данные многочисленных античных авторов указывают на то, что змеи ползали по абатону во время «священного сна», часто вылизывали больные места (глаза, раны и др.), и считалось даже необходимым, чтобы больные притрагивались к ним, так как в их облике якобы представал сам бог Асклепий. Выше уже упоминалось, что первоначально в Греции Асклепий изображался в виде змеи и только позже принял облик человека. В одном из мифов в облике змеи выступает даже мать Асклепия, т. е. происходило постепенное очеловечивание животных, в то время как сами они превращались в атрибуты очеловеченных божеств. Г. В. Плеханов писал: «Когда животно-образное представление о боге уступает место человекообразному представлению о нем, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом».
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в эмблеме чаши со змеей змея символизирует мудрость, знания, бессмертие и вообще все добрые начала. Тем не менее отдельные авторы считают, что в эмблеме чаши со змеей последняя олицетворяет зло. «Изображение змей в медицинской эмблеме, очевидно, символизирует собой начало, приносящее людям страдание, болезнь и смерть, так как змея обозначает все то, против чего борется медицина», — пишет, например, В. М. Тарасонов. Подобное мнение, на наш взгляд, нелогично, так как трудно себе представить, чтобы символом такого гуманного дела, как лечение, было избрано зло, чтобы змея — злой гений была использована как единственное украшение на крышках бронзовых карманных аптечек римских врачей, чтобы бога врачевания Асклепия, изображавшегося в виде змеи, представляли в образе зла, и т. п.
Что же означает в эмблеме чаша? На этот счет существуют различные мнения. Одни ученые полагают что это сосуд для воды, другие — сосуд для лекарственного яда, т. е. противоядия, третьи — сосуд со специальным жертвенным составом (меликратоном) и т. п.
Предположения некоторых исследователей о том, что чаша представляет собой сосуд для хранения воды, которая имела жизненно важное значение для людей, а ее добывание требовало большой мудрости, малоубедительны. Это объяснение правомерно лишь по отношению к безводным местностям, пустыням, где, действительно, вода представляла исключительную ценность для жизни и где особо почитались люди, умевшие находить воду (например, так называемые Кую-Устае в пустыне Кара-Кум). Однако человек из древне селился на берегах рек, озер, морей, где добывание воды не требовало никакой мудрости.
Гораздо убедительнее точка зрения, что чаша — это сосуд с противоядием. Древние греки термином «фармакос» называли и яды, и лекарства. Змеиный яд собирался и хранился в специальных чашах. Лекарства в древности были очень сложного состава, иногда включали свыше 70 ингредиентов, и в качестве противоядия в них входил змеиный яд.
Никандр Колофонийский (200—230 гг. и. э.) в своем произведении «Териак» описал яды животных, в том числе и змеиный, и указал способы лечения отравлений ими. Последняя александрийская императрица из рода Птолемеев — гордая Клеопатра VII Филопатор (правила в 51—30 гг. до н. э.)  написавшая ряд работ по венерологии и женским болезням, испытывала змеиный яд на рабах, а затем приняла его сама, испугавшись возможности пленения после победы римлян над ее возлюбленным Антонием. Гораций сказал по этому поводу, что змеи оказали услугу римлянам.

Узнайте о том можно ли купить больничный на выгодных условиях, перейдя по ссылке выше.

Один комментарий : “Чаша со змеёй”

  1. vissarion:

    http://arhivarrus.com/ww2/331-status.html#comment-9510

    Для лучшего понимания лучше ознакомиться также с предыдущим и последующим постом на этой странице.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *