Гадания и заговоры майя (часть 2)

Индейский фонд колониального Юкатана (обложка)

В наши дни живут и многие другие древние суеверия и приметы. В юкатанских селах, например, резчики по дереву, вырезающие игрушки и предметы домашнего обихода, избегают пользоваться кедром акаху (хотя он — самый подходящий для скульптурной резьбы), потому что это «дерево-божество», из него древние майя вырезали идолов, и использование его может навлечь беду или даже смерть на резчика или членов его семьи. По местному верованию, это дерево резчик может использовать, только выполнив определенный обряд при участии знахаря и окропив его бальче (или водкой — агуардиенте) и приняв предварительно определенные снадобья, чтобы оградить себя от злых чар.
Фармакопея майя чрезвычайно богата и нет сомнения в том, что использование многочисленных лекарственных растений имеет очень древние корни. Это доказывается и несколькими документами XVIII—XIX вв. на юкатанском языке, записанными латиницей; в числе прочих, их изучали и Ральф Л. Рус. В своем труде «Индейский фонд колониального Юкатана» (The Indian Background of Colonial Yucatan, Вашингтон, 1943), он указывает, что они составлены по более древним источникам. В этих документах говорится о том, как лечить различные болезни и какой эффект оказывают на человеческий организм разные растения. В юкатанских селах почти все эти растения используются в лечебных целях и в наше время, а некоторые, особенно действенные, взяты на вооружение американской и даже европейской фармацевтической промышленностью.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *