Имхотеп — бог врачевания

Статуя Имхотепа в Лувре

Статуя Имхотепа в Лувре

Наиболее известным богом медицины Древнего Египта был Имхотеп («приходящий с миром»), или, как его называли греки, «египетский Асклепий». История Имхотепа представляет несомненный интерес. Бог-исцелитель древних египтян Имхотеп, культ которого существовал в Мемфисе, впервые упоминается в так называемый поздний период египетской истории (VI в. до н. э.). Его матерью считается «мать богов» Хредуонх, а отцом — бог Пта. Однако, по данным современных исследователей, Имхотеп был реальным человеком, простолюдином, ставшим благодаря своему таланту верховным жрецом и крупным ученым в период правления фараона III династии Джосера (ок. 2700 г. до н. э.) в Древнем Египте. В этот период (2700—2400 гг. до н.э.) в Египте было образовано первое централизованное сильное рабовладельческое государство.  Это было время расцвета экономики и культуры страны. Способности и знания Имхотепа намного превосходили знания ученых того времени. Он был искусным врачом, умелым строителем, астрономом, талантливым литератором и поэтом, имел большие заслуги в совершенствовании иероглифического письма.

Исследователи Египта считают Имхотепа основоположником строительства из тесаного камня (до него здания строились из дерева или из высушенных на солнце кирпичей). Такой камень применялся в строительстве в Египте и до Имхотепа, но ему принадлежит заслуга создания первого крупного сооружения, полностью сложенного из тесаного камня, — ступенчатой пирамиды в Саккаре, являющейся гробницей фараон Джосера. Своеобразная пирамидальная форма все последующих гробниц фараонов была придумана именно Имхотепом. Первая из гробниц фараона Джосера состоит как бы из шести этажей, уступами возвышающихся друг над другом. Ступенчатая пирамида высотой в 60 м является одним из древнейших каменных сооружений монументального типа, которая и поныне высится на краю пустыни, окаймляющей долину Нила с запада.

В поздний период истории Египта Имхотеп считался богом-благодетелем. Он изображался сидящим в одеянии бога. В левой руке он держит символ врача-ученого — анк, или крестообразную петлю, олицетворяющую в Древнем Египте жизнь и здоровье. В более поздние века анк Имхотепа был известен под названием «таукрест» греческая буква «тау» являлась эмблемой созидания и восстановления, а ее изображения использовались иногда в качестве амулетов, охраняющих детей. Некоторые исследователи считают анк, или украшенный петлей крест, первым известным медицинским символом, потому что с усилением божественного культа Имхотепа изображение анка стало профессиональным знаком отличия египетских врачей. Их число в Египте было достаточно большим по сравнению с другими странами Древнего Востока.

«Отец истории» древнегреческий ученый Геродот, путешествуя в V в. до н. э. по Египту, отмечал, что «у египтян издавна имелись врачи по каждой части тела». Возможно, это было некоторым преувеличением, однако в Древнем Египте существовала известная специализация врачей. Это было обусловлено достаточным числом врачей, готовившихся в семейных врачебных школах и в школах при храмах, в Мемфисе, Гелиополисе, Саисе и др. За 600 лет до н. э. двери этих школ стали открыты для всех желающих лиц мужского пола, в том числе и для иностранцев, способных внести плату за обучение и достаточно грамотных, чтобы изучать медицину. Это явилось своеобразной революцией в медицинском образовании, ибо до этого в семейных врачебных школах Древнего Востока ремеслу врачевания обучались в основном родственники.

Значение такого нововведения трудно переоценить. Прежде всего это был путь привлечения во врачебные школы Египта талантливой молодежи, особенно греков, а это в свою очередь способствовало тому, что с закатом культуры Древнего Востока медицинские знания, накопленные там, были восприняты культурой Греции, а затем и Рима.

Культ Имхотепа распространился почти по всему Средиземноморью. В Мемфис к его храму стекались толпы верующих в надежде на исцеление. Ему приписывали авторство одного из первых трудов хирургического содержания — папируса Эдвина Смита, в котором приводятся сведения о травмах и их лечении. После завоевания Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. греки отождествляли Имхотепа со своим богом врачевания Асклепием.

Некоторые исследователи полагают, что анк (крестообразная петля) в руке Имхотепа со временем трансформировался сначала в чашу на посохе Асклепия, а затем, в средние века — в светильник. С такой свободной трактовкой едва ли можно согласиться. Скорее всего анк Имхотепа, сыграв роль эмблемы врачевания на определенном историческом этапе, ушел в прошлое, став достоянием истории.

В 1964 г. известный английский египтолог профессор Эмери в поисках гробницы Имхотепа начал раскопки в Саккаре. В 1970 г. он обнаружил, наконец, табличку с надписью: «Имхотепу и остальным богам, которые покоятся здесь». Цель была близка, но в связи со смертью Эмери дальнейшие раскопки были приостановлены.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *