История Асклепия (часть 2)

Асклепий

Интересные сведения по этому поводу опубликовали ученые Д. Дечев, В. Бакарджиев, М. Попов, П. Боев из Болгарии, В. Базала из Югославии, В. Болога, Н. Игна из Румынии. С их точки зрения, имя «Асклепий» не может быть расшифровано с помощью греческого языка, так как оно фракийского происхождения.

Некоторые болгарские авторы определяют фракийскую культуру как древнейшую в мире. По их данным, она существовала с III тысячелетия до н. э. и до X в. н. э. Фракийцы жили на огромной территории: от Карпат на севере до Эгейского моря на юге, от Адриатического моря на западе, до Персии и Индии на востоке. Древние фракийцы под собирательным понятием скифов (по-гречески), или саков (по-персидски), заселяли это пространство. Здесь жило около 100 фракийских племен. Эта культура оставила миру большое наследие. Фракия была родиной Орфея, Эзопа и Спартака. Признавая большое значение фракийской культуры в развитии мировой культуры, мы, однако, не можем согласиться с выводом В. Бакарджиева, что «...фракийская культура существовала до и независимо от соседних культур и находилась в постоянной борьбе с ними».
На фракийское происхождение имени Асклепий еще в 20-х годах нашего столетия указывал болгарский языковед академик Д. Дечев. Он считал, что слово «Асклепий» состоит из двух фракийских слов: «ас» — змея и «клепи» — обвиваться. Некоторые исследователи полагают, что культ Асклепия возник сначала у южнофракийских племен (флегейцев и минейцев), населявших Фессалию, Беотию и Фокиду примерно на 1000 лет раньше, чем греки, а впоследствии этот культ переняли проникшие туда греческие племена. Именно поэтому древнейшие легенды о происхождении Асклепия связаны с этими местами. «После эпохи Гомера Асклепий постепенно превратился в древнегреческого бога врачевания. Развитие культа Асклепия — продукт двух культур: древних фракийцев и древних греков, — утверждает болгарский историк медицины М. Попов. — Эллины выполнили то, что не могли сделать древние фракийцы, они распространили по свету символ медицины». Такого же мнения придерживаются и некоторые другие из указанных выше авторов.
Однако в последние годы в Болгарии появились работы, содержащие иное толкование данного вопроса. Н. Запрянов, К. Колев, Р. Каймакчиева и другие авторы считают, что наиболее распространенным культом у фракийцев был культ всесильного божества — фракийского героя-охотника (всадника), который не имел определенного собственного имени. Это наиболее широко распространенное божество в истории примитивного религиозного мышления фракийцев выполняло ряд функций. Бог рассматривался как владыка земного и подземного мира, как бог войны, охоты и многого другого. Кроме того, ему приписывалась способность исцелять от болезней и предупреждать их. Различные аспекты его деятельности нарекались соответствующими объяснительными эпитетами.

Один комментарий : “История Асклепия (часть 2)”

  1. vissarion:

    Вики:
    «В греческих и римских надписях его называют «героем» (часто h?r?s или heros, реже h?r?n, heron, eron). Имя фракийского всадника возможно происходит от фракийского слова «герой» — *ierus или *iarus, имеющего кельтские параллели[1], что подтверждает аналогию между этим фракийским божеством и греческими героями.»

    На самом деле всё с точностью до наоборот. Это слово «герой» происходит от имени фракийского всадника Геро. В свою очередь фракийский Геро – это заимствование у египтян. Египетский солярный бог Гор в египетской транскрипции имеет вид: hr – Херу. Как известно, Гора (Херу) египтяне изображали соколом, либо человеком с головой сокола. Но «сокол» по-гречески – ??????. Вам это не напоминает имя Геракл? А ещё в греческом языке есть слово ????, означающее «святой», и которое подозрительно похоже на слово «ястреб» – ?????. Но ястреб – это всё тот же образ Гора (Херу). До кучи можно добавить ещё одного греческого персонажа – Эрота (??????; ????), понятно, что это всё тот же Гор, только в данном случае – младенец Гор.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *