История Асклепия (часть 3)

Асклепий

Под влиянием распространения религиозных представлений в греко-римский период различные аспекты деятельности фракийского бога-охотника индивидуализировались в отдельные божества: Диониса, Ареса, Асклепия и др. Такую точку зрения указанные ученые подтверждают данными археологии, эпиграфики и нумизматики. Интересно отметить, что в период начала греко-римского владычества (I—II в. н.э.), когда бедное население городов и сельских местностей Фракии ещё твердо придерживалось чистого культа безымянного фракийского бога-охотника и других своих богов, аристократия сразу восприняла культуру завоевателей.
Изображение бога Асклепия на территории Фракии впервые появилось на монетах столицы Фракии — Филиппополиса (ныне г. Пловдив) в период римского господства, в середине II в. н. э., а затем и в других местностях. Надписи на отдельных монетах были даны на латинском, а на большинстве — на греческом языке, на котором говорило местное население (своей письменности фракийцы не имели). Как отмечает Р. Каймачиева, «не обнаружено ни одного письменного источника, эпиграфического памятника, рельефа или статуи I тыс. до н. э., которые прямо или косвенно доказывали бы фракийское происхождение Асклепия; наиболее раннее изображение Асклепия найдено в Греции, а не во Фракии». Впоследствии и сам академик Д. Дечев отказался от своей первоначальной трактовки. В его капитальном труде о фракийском языке имя Асклепия уже не упоминается.
Приведенные две различные точки зрения заслуживают внимания и дальнейшего глубокого изучения прежде всего болгарскими учеными, ибо они в первую очередь располагают богатыми археологическими материалами, полученными при раскопках на территории древних поселений в Главе-Панеге, Бат-Куне, Кюстендиле, Пловдиве и Софии — бывших центрах фракийкой культуры.
Итак, в начале V в. до н. э. «великий и беспорочный врач» древности Асклепий, по-видимому, еще не был обожествлен, но его известность довольно быстро стала вы ходить за пределы Фессалии, распространилась в соседних областях, и в конце V в. до н. э. он уже превратился в общегреческого бога врачевания. По одним данным, в античном мире было свыше 200 храмов в честь Асклепия, по другим, их насчитывалось 320, третьим, — свыше 800. Сколько их было на самом деле, сейчас трудно сказать. Однако более или менее значительные центры известны.
Убедительным доказательством существования таких центров является, в частности, их отображение на монетах, выпускавшихся в античном мире. В настоящее время известны 162 города, чеканившие монеты с различными изображениями Асклепия.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *