История Асклепия (часть 4)

Асклепион

Асклепион

Крупнейшим центром культа Асклепия был Эпидавр, именно отсюда он распространился затем на огромную территорию, включая будущую Римскую империю. На территории святилища в Эпидавре имелись баня, библиотека, гимнасий (учебно-воспитательное учреждение, где знатные юноши обучались философии, литературе, политике, одновременно занимаясь гимнастикой), стадион, театр, сохранившийся и поныне, построенный около 450 г. до н. э. Поликлетом Младшим и считавшийся самым большим в Древней Греции, абатон (место для «священного» сна) — одна из трех обязательных составных частей асклепийона (храм, источник, абатон), представлявший собой крытые галереи вдоль степы храма длиной в 74 м.
В 420 г. до н. э. культ Асклепия распространился в Афинах. По преданию, Телемах привез Асклепия в город в облике змеи и Софокл поместил бога врачевания в убежище на южном склоне Акрополя вблизи источника воды, якобы способной восстанавливать утраченные силы.

Рукопись, датируемая концом V в. до н. э., свидетельствует о существовании культа Асклепия в Дельфах. Знаменитое святилище Асклепия в Пергаме, о котором писал римский писатель II в. н. э. Павсаний, основанное, вероятно, в IV в. до н. э., было разрушено землетрясением в 60-х годах III в. н. э. и больше никогда не восстанавливалось. Однако раскопки на острове Кос показали, что храма Асклепия там не существовало ни до, ни во времена Гиппократа. Это опровергает легенду о том, что Гиппократ якобы приобрел свои знания на острове у гробницы Асклепия.
Одним из видов лечения в храмах Асклепия наряду с хирургическими вмешательствами, лекарственной и бальнеотерапией (наружным применением минеральных вод с лечебными целями) был «священный» сон (инкубация) в абатоне. Тяжелобольные (умирающие) и роженицы туда не допускались. Платон в третьей книге «Республики» отмечает, что Асклепий отказывал в лечении тем, «чье тело было целиком поражено». Это высказывание близко по смыслу и одному из афоризмов Гиппократа: медицина не протягивает руку тому, кто уже побежден болезнью.
Больные засыпали в абатоне прямо на полу, подстелив под себя шкуры принесенных в жертву коз или баранов. Во сне им якобы являлся Асклепий (жрец храма) и давал различные советы. Истолковывать такие сны могли, конечно, люди, сведущие в медицине. Поэтому служители культа Асклепия, как правило, имели соответствующую врачебную подготовку и обладали определенными знаниями в области народной медицины. Согласно античным верованиям, вода ассоциировалась с богом. Поэтому весьма возможно, что наступление «священного» сна в результате принятия ванн объяснялось верой в наличие в храмах или около них «святых» источников. В случае выздоровления больные приносили в храмы дары, а также изображения исцеленных органов (по-гречески — «анатэмата»). Некоторые авторы считают, что отсюда происходит название науки анатомии. Эти изображения, сделанные из золота, серебра, камня или терракоты, археологи находят в большом количестве при раскопках асклепийонов на территории Греции и Италии.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *