История Асклепия (часть 7)

Статуя Асклепия в Национальном археологическом музее Афин

Статуя Асклепия в Национальном археологическом музее Афин

Так как Асклепий пострадал ради спасения людей, небеса открылись перед ним и он засиял там созвездием под названием «Змеевидный». Затем Асклепий был оживлен и обожествлен. После этого он отказался от воскрешения мертвых (по данным Апполодора, это случилось за 53 г. до падения Трои, т. е. в 1237 г. до н. э.).
Зевс сказал ему, что он теперь — «бог людей, а не бог богов» и его место среди людей на земле, а не на небе.
Павсаний по-другому рассказываем этот миф: Коронис скрытно от Флегия родила сына Аполлона — Асклепия — и отнесла его на гору Мирцион, где его накормила коза Атена, а собака оберегала его от опасностей до прихода пастуха Арестана, который увидел над ребёнком сияние. «И тотчас же слух распространился по земле и на море, что ребенок может сделать все, что захочет свершить, излечивать больных и даже победить смерть». Исцеление от болезни считалось спасением от смерти, так как, по преданиям, больные находились на колеснице смерти, а их излечение означало якобы возвращение к жизни. Имеется четыре варианта легенды о рождении Асклепия. Приведем лишь одну греческую эпиграмму, имеющую прямое отношение к рождению бога Асклепия:

Бог, я из Трикки священной являюсь, где некогда мать,
С Фебом сойдясь, меня родила, повелителя знаний
И знатока медицины, Асклепия.
(Перевод Ю. Ф. Шульца)

Изображение пастуха Арестана с ребенком Асклепием имеется на бронзовой монете Эпидавра периода правления Антонина Пия (138—161 гг. н.э.). Оно было взято с рельефа одного из храмов в Эпидавре. Некоторые исследователи считают, что в средние века изображение Асклепия-ребенка отождествлялось с изображением Иисуса Христа-ребенка. В литературе сохранилось очень много вариантов мифов об Асклепии и его культе.
Величайшие скульпторы Греции создали множество статуй Асклепия из золота, бронзы, слоновой кости. До нас дошли, однако, только более поздние (греческие и римские) мраморные копии этих статуй или же их изображения на античных монетах. Асклепий чаще всего изображался мужчиной средних лет с мягким и добрым выражением лица и, в отличие от своего отца Аполлона, с бородой. Однако голова Асклепия на скульптурных изображениях имеет много общего с головой Зевса и, если нет каких-либо атрибутов, то их трудно различить.
Согласно библейскому учению, бог создал человека по своему образу и подобию. Греки поступили наоборот, они создали своих богов по образу и подобию человека. В противоположность фантастическим, вызывающим страх изображениям богов других народов греческий народ взял за основу при изображении богов величие и красоту человеческого тела во всей его соразмерности и совершенстве. Символом божественности стала обнаженная фигура человека. Чтобы отличить одного бога от другого, каждому из них придавались определенная поза и специальные атрибуты. Асклепий обычно изображался в двух позах: сидя и стоя. Различают пять типов стоящего бога Асклепия. Первый тип — Асклепий с длинным жезлом в правой руке, плечи и грудь открыты, полностью задрапированная левая рука протянута вдоль тела. Подобное изображение является наиболее распространенным на рельефах. Такова Мраморная статуя Асклепия в Национальном музее Неаполя. Второй тип — Асклепий с коротким жезлом в правой руке, с открытой, как правило, правой стороной тела. Такая мраморная статуя находится, в частности, в Национальном музее Рима. Третий тип — Асклепий опирается на длинный жезл левой подмышкой. Четвертый тип — Асклепий с жезлом в левой руке. Пятый тип — Асклепий (в отличие от обычного) с горестным выражением лица.

В настоящее время античные монеты являются одним из важнейших источников установления облика бога Асклепия, так как большинство скульптурных оригиналов безвозвратно утеряны. Чаще всего на монетах встречаются изображения первого и четвертого типов Изображение Асклепия (Эскулапа) как идеальное представление о внешнем облике врача помещалось на античных монетах в течение почти шести веков. Некоторые обожествлявшиеся римские императоры совмещали на монетах свое изображение с изображением Эскулапа (Адриан, Марк Аврелий, Антоний).

Применение фанеры, где применяется и сколько стоит этот материал.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *