Как были обнаружены индейцы Майя (часть 3)

Эрнандо Кортес

Эрнандо Кортес

Продолжение. Начало здесь и здесь.

А что же с таинственным словом кастила, откуда оно стало известно туземцам из Кампече? Эта загадка не разрешилась и в 1518 году, когда кубинский губернатор Диего Веласкес организовал новую экспедицию, снарядив четыре судна, капитанами на которых были Хуан де Грихальва, Педро де Альварадо, Алонзо де Авила и Франсиско де Монтехо. Имена этих четырех вместе с Эрнандо Кортесом связаны с открытием в Новом Свете одной из древнейших цивилизаций. Разумеется, губернатор Веласкес отнюдь не задавался целью узнать, откуда индейцам известно слово чисто испанского звучания кастила; целью экспедиции было все то же золото, в котором испанская корона испытывала постоянную нужду. Экипажу этих четырех кораблей удалось обнаружить новые поселения майя и - что было очень важно - нанести на карту береговую линию северо-западного Юкатана.

Загадку раскрыла третья экспедиция, под командой Эрнандо Кортеса. Достигнув острова Косумель, расположенного у северо-восточного берега Юкатана, Кортес узнал здесь от местных вождей — касиков, что в селении, до которого два дня пути вглубь страны, живут пленниками «белые бородатые люди». Кортес решил освободить этих людей. Он направил туда двоих индейцев с письмом и стеклянными предметами в качестве выкупа, а вблизи мыса Каточе выставил маленькое судно под командой Диего де Ордаза.

Индейские посланцы выполнили доверенную им миссию. Два дня спустя они вручили письмо испанцу, по имени Херонимо де Агилар, который в самом деле был пленником одного из селений Юкатана. За восемь лет до этого на пути от Дариена к Острову Сан-Доминго его корабль потерпел крушение у берегов Юкатана, и он был взят индейцами в плен вместе с другими семнадцатью испанцами, среди которых были, и две женщины. Несколько пленников были принесены в жертву идолам, остальные перемерли от разных болезней, и в живых остались только Херонимо де Агилар и некий Гонсало Герреро.

Когда, после целого ряда перипетий Агилар добрался, наконец, до солдат Кортеса, те сначала приняли его за индейца. Он был смугл лицом, коротко подстрижен, тело его было прикрыто чем-то вроде фартука, и на ногах, как у юкатанских крестьян - эспадрильи. Когда его провели к Кортесу, Агилар уселся на земле по-индейски и сказал:

- Я - испанец.

Ему дали европейскую одежду и отслужили религиозную службу; потом все собрались вокруг него на песчаном берегу, и он подробно рассказал о своих злоключениях. Тоскуя по родным местам, он часто произносил вслух название своей родины, Кастилии; от него и выучили это слово аборигены с мыса Каточе. От Агилара Кортес почерпнул некоторые полезные сведения, например, о том, что в глубине страны много больших поселений с храмами, где возвышаются громадные, статуи. Он, Агилар, был пленником в одном месте, которое с тех пор стало называться Женским мысом, ибо там был храм с множеством женских статуй.

Другой же оставшийся в живых испанец, Гонсало Герреро, отказался вернуться на родину. «Агилар, брат, — сказал он на прощание, - я женат, у меня трое детей, я выбран касиком и военачальником на случай войны. Ты возвращайся; если хочешь, и да хранит тебя господь бог! А я остаюсь». Индианка же, на которой женился Гонсало Герреро, обратилась к Агилару с такими словами: «Уходи, раб, и молчи, больше ни слова».

Из рассказов Агилара Кортес понял, однако, что несмотря на величественные каменные храмы и громадные статуи, на Юкатане нет золота. Так что, когда Агилар вызвался быть его проводником в походе вглубь страны, где, по его словам, можно было бы найти «немножко золота», Кортес со смехом ответил: «Я пришел сюда не за такой ерундой, а затем, чтобы служить богу и королю...» Где-то на западе его ждали Мексика и Теночтитлан, «позолоченный город». Но это уже другая глава из истории конкистадорских походов.

Что касается Гонсало Герреро, — ренегату как называли его испанцы, - то десять лет спустя, в 1527—1528 гг. он появится в районе городов Четумаль и Бакалаль, во главе организованного им войска аборигенов и причинит испанским отрядам Алонзо Авилы тяжелые потери. Гонсало Герреро с полным правом можно считать одним из крупнейших авантюристов своего века.

Нет комментариев : “Как были обнаружены индейцы Майя (часть 3)”

Trackbacks/Pingbacks

  1. Когда святые встречаются с идолами | Новости науки и техники, интересности со всего Света - [...] принимали религиозную веру древних майя. Мы уже говорили о Гонсало Герреро, ставшем военным вождем нескольких [...]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *