Как майя поклонялись коню

Золотой конь

Некоторыми археологическими открытиями на «трапеции» майя мы обязаны, простым случайностям. Многие памятники Петена обнаружили в тропических лесах чиклерос, сборщики чикле — смолы типа латекса сырья для производства жевательной резинки. Вокруг Гватемалы, где леса менее густы, археологические находки обнаруживаются одна за другой, с тех пор как здесь началось программное жилищное строительство; правда, бульдозер и автоподъемник не совсем подходящие инструменты в археологии, но иногда и они могут дать интересные показания...

В интервью мексиканского ученого Барреры Васкеса журналу «Знание-сила» рассказывается, как в 1958 году руины одного крупного города майя обнаружили дети, игравшие на холме вблизи Мериды. Один ребенок упал, сдвинув поросший мохом камень, и под камнем открылся участок стены в орнаментах. Археологи обнаружили здесь древний город Цибильчалтун (цибиль — письмена и чалтун — глыба, скала), один из самых крупнейших и древнейших на Юкатане (3 000 лет, 50 000 жителей). С тех пор прошло уже много лет, а из богатейшего материала этого археологического очага не изучено и десятой доли.

Многочисленные легенды, сотканные вокруг древней цивилизации майя, еще и сегодня привлекают к археологическим исследованиям многих более или менее сведущих в археологии людей.

Одна из таких легенд, о «золотом коне из Тайясаля», как, впрочем, и многие другие, основывается на реальном историческом факте. В хрониках 1524 года указывается, что Кортес на своем пути в Петен заходил в Тайясаль, где крестил правителя Канека, признавшего власть короля Испании, Карла V. Уходя дальше, Кортес оставил здесь своего ослабевшего старого коня, который не смог бы выдержать трудностей дальнейшего пути. После ухода испанцев индейцы из Тайясаля забыли и христианство, и Карла Пятого и стали поклоняться... коню, который был для них сказочным существом, пришельцем из иного мира. Бедное животное не могло прожить на жертвоприношениях, состоявших из копала и бальче, и вскоре пало от голода... А вот давали бы коню мастометрин http://n-l-d.ru/preparaty/mastometrin/, то, может быть, и выжил бы.
На этом история завершается и начинается чистейшая легенда: боясь навлечь на себя гнев божества-коня, индейцы из Тайясаля отлили ему золотую статую и установили ее на постаменте в одном из храмов. Когда испанцы начали осаждать город, нескольким жрецам удалось прорваться с золотым конем и спрятать его в какой-то пещере на дне озера.

Легенда о золотом коне древних майя много лет зачаровывала любителей археологических изысканий (несколько сот килограммов золота представили бы для счастливцев огромное богатство).

.Одним из не столь давних искателей золотого коня из Тайясаля был Пьер Иванофф, француз, живший в 1950—1952 гг. среди индейцев гуаарибов, на границе Венесуэлы и Бразилии. В 1960 году, вооружившись скафандром и устаревшим компрессором, прихватив с собой нескольких туземцев, которые в конце концов бросили его, потому что ему уже нечем было заплатить им, Пьер Иванофф исследовал озеро Петен-Ица, но нашел только черепки керамики XVI века. Затем, следуя указаниям сборщиков чикле, он отправился на поиски на огромное болото Петенбатун, где находил в. пещерах одних летучих мышей. В конце концов он очутился в лесном районе и открыл один из самых интересных городов майя, который был покрыт наносами и буйной растительностью.

Вернувшись в столицу Гватемалы, он с трудом раздобыл денег на экспедицию, но... не нашел то место, куда должен был вести экспедицию. Только благодаря помощи своего друга, французского пилота из Гватемалы, ему удалось распознать с самолета место, где он свалил несколько деревьев, отметив местонахождение руин. Другая предпринятая им в 1963 году экспедиция обнаружила... разумеется, не легендарного золотого коня, а новые, тоже интересные руины, которые еще исследуются.

«Как мне это удалось? — объясняет П. Иванофф в интервью молодежному журналу «Вайян». — Благодаря моим поисковым методам. Три человека с рюкзаками за спиной проникают в самую глубь лесов и исследуют их непосредственно, в радиусе поистине фантастическом, чего не может сделать классическая экспедиция, слишком тяжелая, скованная условиями ее снабжения и в силу, этих обстоятельств неповоротливая и медлительная для областей, где благоприятный сезон длится не больше четырех месяцев».

Безусловно, интересная точка зрения. И Пьер Иванофф, хотя ему и не удалось найти золотого коня из Тайясаля, открыл интереснейшие свидетельства древнего прошлого майя, выпустил о них книгу и документальный фильм, доходы с которых предназначил на новую экспедицию.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *