Календарь майя (часть 2)

Стела в Тикале

Стела в Тикале

О сравнительно высоких астрономических, познаниях майя говорит и тот факт, что большинство их построек и особенно мемориальные стелы установлены в определенном направлении по отношению к различным звездам и созвездиям. Исключительно важное место занимала у них планета Венера, которую, как мы видели, они олицетворяли с Кецалькоатлем-Кукульканом. Многочисленные памятники, в том числе пирамиды и культовые дворцы, с поразительной точностью поставлены по ходу утренней звезды - Венеры, свидетельствуя, что майянские архитекторы с успехом решали не только свои чисто профессиональные проблемы, например использование в гармоничном ансамбле достоинств строительного сырья (шлифованных каменных блоков), но и математические задачи, связанные с точной ориентацией зданий. Но мнению некоторых исследователей, древние майя были первым народом, который пользовался нулем, но мнение это еще не получило достаточно доказательств.

Система календаря, вернее, календарей, ибо, как мы увидим, древние майя пользовались одновременно двумя календарями, довольно сложна в применении расчетов к разнообразию видимого движения звезд. Современным исследователям - для которых определение майянской хронологии было очень важным, ибо позволяло установить все их исторические даты, - после долгих и упорных усилий удалось расшифровать календарные знаки и системы.

Год первой системы состоял из 260 дней и имел двадцать знаков, повторявшихся по тринадцать раз; каждый день имел свое название и цифру, которые никогда не повторялись рядом: 1 - имиш, 2 - ик, 3 - акбаль, 4 - кан, 5 - чикчан, 6 - сими, 7 - маник, 8 - ламат, 9 - мулук, 10 - ок, 11 - чуэн, 12 - эб, 13 - бен; 1 - иш, 2 - мен, 3 - сиб, 4 - кабан, 5 - эсанаб, 6 - кавак, 7 - ахау и опять снова: 8 - имиш, 9 - ик, 10 - акбаль и т. д. Это так называемый короткий календарь, или календарь Венеры.

В другой календарной системе использовалось восемнадцать знаков, соответствовавших каждый одному месяцу, в котором 20 дней; то есть это был период в 360 дней, к которому прибавлялись пять добавочных дней, называвшихся уайеб. Восемнадцать месяцев этого года назывались поп, у о, сип, соц, цек, шуль, яшкин, моль, чен, яш, сак, кех, мак, канкин, муан, паш, кайяб, кумху. Это так называемый длинный календарь, в котором год назывался туном.

Пять оставшихся дней (уайеб) считались не удачливыми и в эти дни люди майя находились в полном бездействии. Особых обозначений для таких дней не существовало.

Наконец, майя пользовались и комбинацией двух систем в том смысле, что каждому знаку дня с его цифрой отводилось место в определенном месяце. Составленный таким образом ансамбль давал цикл в 18 980 дней, то есть 52 года по 365 дней. Если, например, в надписи упоминалась дата 8 мулук 11 яшкин, мы знаем, что 8 мулук определяет место соответствующего дня в цикле, разделенном на 260 дней, а 11 яшкин указывает положение этого дня в солнечном году, разделенном на восемнадцать месяцев.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *