Календарь майя (часть 3)

Стелла из Киригуа

Стелла из Киригуа

Итак, главными календарными периодами майя были кин - день, нинал - 20 дней и тун - 360 дней; если к туну прибавить 5 злосчастных дней уайеб, мы получим хан - солнечный год в 365 дней.

Курьезное совпадение: в египетском солнечном календаре, созданном более 6 000 лет назад, год состоял из 12 месяцев, по тридцать дней, с пятью добавочными днями в конце года; христианские копты, ведущие свое происхождение от древних египтян, и жители Эфиопии пользуются этим календарем даже в наши дни.

Чаще всего в майянских надписях встречается дата 4 ахау 8 кумху; она высечена на нескольких памятниках из Киригуа, Паленке и Пьедрас-Неграс. По мнению некоторых археологов, эта дата была исходной в хронологии майя.

Хотя две календарные системы майя установлены на сегодня совершенно точно, некоторые вопросы, связанные с этими системами, не совсем ясны и являются предметом ученых споров. К числу еще не выясненных вопросов относится, например, значение цикла в 7 200 дней, называвшегося катуном (то есть 20 лет по 360 дней) и цикла в 44 000 дней, который не делится ни на одну из календарных единиц майя. Не определено также значение «большого цикла» в 2 880 000 дней, и «наибольшего цикла» в 57 600 000 дней, которые равняются соответственно периодам в 8 000 и 160 000 тунов, о чем записано на стелах Копана.

Древние майя воздвигали стелы с промежутками в 5 лет, и записанные на них даты, а также другие данные (положение по отношению к определенной планете, бросаемая стелой на землю тень в определенные часы дня и др.) всегда имели точное значение, связанное с хронологией, с памятью об определенном событии. Итак, каково же значение этих циклов (выяснен только один - 52-годичный) и, особенно, каким событием отмечались эти 44 000 дней, не соответствующие ни одному календарному делению?

И, наконец, последний вопрос, о котором идут ученые споры, это начальная дата хронологии майя, первый день их календаря. Ученые подсчитали, что этот день был в 3 300 году до нашей эры. А самая древняя стела с глифами, или картушами, находящаяся в Вашактуне, помечена датой, соответствующей 328 году н. э. Таким образом, создается разрыв более чем в 36 веков, и археологам и историкам в результате исследований, которые ведутся сейчас по всей территории древней цивилизации майя, предстоит ликвидировать этот разрыв.

Разумеется, родилась и гипотеза, что этот день - почти 5300 лет назад - не отмечал никакого события в истории майя, а был обычным днем. Но против этой гипотезы можно возразить, напомнив, что древние майя, обладатели самого точного в мире календаря, не высекали на стелах (да и на других памятниках) ничего не значащих, случайных дат.

К тому же, из истории видно, что в древние, да и в более новые времена ни один народ не начинал свою хронологию наобум. Календарь всегда начинался с какого-нибудь события: мусульманский календарь начинается со дня бегства Магомета из Мекки в Медину (16 июля 622 г. н. э.); римский календарь начинается со дня основания Рима (21 апреля 753 г. до н. э.); индийский - со второго весеннего дня по календарю «сака» (3 марта 78 г. н. э.) и т. д. Все календари начинаются, таким образом, днем, когда произошло какое-то событие (иногда легендарное) и, если судить по аналогии, то мы придем к выводу, что этот день 4 ахау 8 кумху, соответствующий 3300 году до н. э., тоже отмечает в истории (или в мифологии) майя важное событие. Но какое - пока неизвестно.

Однако археологи и палеографы, занимающиеся расшифровкой глифов на памятниках Копана, Паленке, Вашактуна и Чичен-Ицы, еще не сказали в этом отношении своего последнего слова.

Следует учесть, что не только мифологические циклы, но и мировоззрение древних майя испытывало влияние их представлений о времени, совершенно не свойственных мышлению средиземноморских и западных народов. Главной темой деятельности жрецов, архитекторов и художников - представителей надстройки - было течение времени: широкое понятие загадки вечности и понятие более узкое - дробление времени на века, годы, месяцы, дни. «Ритм времени зачаровывал их, - совершенно справедливо отмечает Д. Э. С. Томпсон, - бесконечное течение дней между вечностью и будущим, между вечностью и прошлым вызывало у них восхищение».

Во многих высеченных на памятниках надписях речь идет о расчетах, уводящих в очень далекое прошлое или будущее. На стелах из Киригуа есть расчеты, которые на миллионы лет вперед с точностью указывают день появления и лунную фазу планеты Венеры. Они почти настолько же точны, как и расчеты современных ученых, хотя были сделаны за тысячу лет до составления нашего современного календаря.

Как уже говорилось выше, о культуре майя ученые еще не сказали своего последнего слова. Вслед за археологами, историками и лингвистами, настала очередь астрономов и математиков приняться за изучение памятников этой древней культуры, со всеми ее странностями и противоречиями.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *