Краткая история музыкальных инструментов

Курт Закс

Курт Закс

Немецкий исследователь Курт Закс, результатами научных работ которого широко пользуется современная музыкальная историография, доходит даже до утверждения, что Западная Европа в первом тысячелетии не создала ни одного самостоятельного инструмента. С этим утверждением нельзя полностью согласиться. Обилие типов свидетельствует о значительно большем развитии бытового музицирования в странах, свободных от нивелирующего гнета католической догмы. С другой стороны, средняя и северная Европа в течение первого тысячелетия сильно отстала в деле обработки материалов, необходимых для конструирования музыкальных инструментов. Правда, вопрос о происхождении средневековых музыкальных инструментов осложняется еще очень плохим состоянием источников, так как немногочисленные писатели о музыке этого периода крайне неточно говорят об историческом происхождении того или иного инструмента, а миниатюры, которые, в конце концов, являются единственным реальным источником, отражают только ничтожную часть бытовавших тогда музыкальных инструментов.
С IX века, первоначально в Утрехтской псалтыри, появляется изображение первого европейского смычкового инструмента. Излишне говорить о том, какое огромное музыкальное значение имело введение смычка. Давлением смычка на струны достигался певучий тон, и (вполне понятно поэтому, что смычковые инструменты вступили в эпоху своего расцвета по мере того как после многовекового развития вокальной музыки появилась потребность подражать ей на инструментах. Вот почему смычковые инструменты сыграли такую большую роль в развитии инструментальной музыки. Однако первый западный смычковый инструмент, воспеваемый ранними средневековыми поэтами, fidula (от fides — струна), сильно напоминает туркменскую дутару: тот же удлиненный корпус с круглым резонансным отверстием посредине и те же две струны. Таким образам, и в данном случае мы имеем в наличности факт несомненного восточного влияния. Далее, арабские завоевания в южной Италии, и особенно Испании, повлекли за собой распространение в Европе большого количества щипковых инструментов (лютен, мандолин, гитар, псалтерий), ударных (барабанов, литавр, тарелок, треугольников) и духовых (флейт с прямым наконечником, свирелей и труб), а также жиги - смычкового (отдаленного предшественника позднейшей скрипки). В данном случае арабы сыграли роль посредников между Западом и так называемой персидской культурой.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *