Легенды о божественной траве (часть 2)

Божественная трава

Другая легенда майя (предыдущая находится здесь) говорит, что сначала кукуруза была скрыта под огромной каменной горой, где ее обнаружили муравьи. Они вырыли под горою ход и выносили оттуда драгоценные зерна. За ними подсмотрела любопытная лисица, она попробовала кукурузу, и та ей пришлась по вкусу. Постепенно все животные оценили эту новую пищу и даже человеку она очень понравилась. Но доставать ее могли только муравьи. Тогда человек попросил богов дождя помочь ему добраться до кукурузы. Три божества попытались расколоть гору громом и молниями, но не смогли. Тогда их вождь, старый бог, до тех пор отказывавшийся от этих попыток, послал дятла простукать гору и найти место, где камень тоньше. Когда это место было найдено, бог велел дятлу спрятаться за скалой и послал один из своих самых мощных громов и расколол каменную гору. Однако любопытный дятел, не послушав бога, высунул голову из-за скалы, одна из молний задела его, и с тех пор голова у дятла красная.

Жар от молний, посланных вождем богов дождя, был столь велик, что частично кукуруза сгорела, одни зерна подрумянились другие были слегка опалены, а некоторые остались нетронуты; поэтому и существуют четыре сорта кукурузы - черная, красная, желтая и белая.

А вот еще одна легенда о кукурузе, отзвуки которой и сегодня еще встречаются в индейском фольклоре на высоких плоскогорьях Гватемалы, а также и в книге Чилам Балам из Чумаиеля. Кукуруза была спрятана в «зелёном камне богов» (в нефрите); боги раскололи его и дали кукурузу людям в пищу, а нефрит на украшения. И наконец, более поздняя легенда, распространившаяся одновременно с завоеванием Юкатана астеками, говорит, что кукурузу похитил у богов и отдал людям Кецалькоатль, за что люди возвели этого великого вождя в ранг богов.

О кукурузе у древних майя сложен целый цикл легенд, сложная мифология, свидетельство того, что это растение играло в их жизни исключительно важную роль. У них был даже бог кукурузы, который изображался с длинными шелковистыми волосами, олицетворявшими шелковистые нити, одевающие кукурузный початок. Много качеств бога есть и у человека. У кукурузного поля - мильпы - были свои духи, а початки, зерна, зеленая оболочка и стержни початков наделялись определенными символическими значениями, связанными с плодородием земли.

Влияние этой мифологии о кукурузе было настолько сильным, что она устояла в веках перед всеми религиозными воздействиями и концепциями европейцев.

Книга Чилам Балам, относящаяся ко второй половине XVI века, то есть к периоду уже после официальной христианизации среднеамериканцев, отождествляет Иисуса, «хлеб жизни», с богом кукурузы...

Более поздние отклики мифологии о кукурузе еще и сегодня ощутимы, особенно в Британском Гондурасе и на Юкатане, и не только в фольклоре индейцев, но и в обычаях, связанных с полевыми работами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *