Другая легенда майя (предыдущая находится здесь) говорит, что сначала кукуруза была скрыта под огромной каменной горой, где ее обнаружили муравьи. Они вырыли под горою ход и выносили оттуда драгоценные зерна. За ними подсмотрела любопытная лисица, она попробовала кукурузу, и та ей пришлась по вкусу. Постепенно все животные оценили эту новую пищу и даже человеку она очень понравилась. Но доставать ее могли только муравьи. Тогда человек попросил богов дождя помочь ему добраться до кукурузы. Три божества попытались расколоть гору громом и молниями, но не смогли. Тогда их вождь, старый бог, до тех пор отказывавшийся от этих попыток, послал дятла простукать гору и найти место, где камень тоньше. Когда это место было найдено, бог велел дятлу спрятаться за скалой и послал один из своих самых мощных громов и расколол каменную гору. Однако любопытный дятел, не послушав бога, высунул голову из-за скалы, одна из молний задела его, и с тех пор голова у дятла красная.
Жар от молний, посланных вождем богов дождя, был столь велик, что частично кукуруза сгорела, одни зерна подрумянились другие были слегка опалены, а некоторые остались нетронуты; поэтому и существуют четыре сорта кукурузы - черная, красная, желтая и белая.
А вот еще одна легенда о кукурузе, отзвуки которой и сегодня еще встречаются в индейском фольклоре на высоких плоскогорьях Гватемалы, а также и в книге Чилам Балам из Чумаиеля. Кукуруза была спрятана в «зелёном камне богов» (в нефрите); боги раскололи его и дали кукурузу людям в пищу, а нефрит на украшения. И наконец, более поздняя легенда, распространившаяся одновременно с завоеванием Юкатана астеками, говорит, что кукурузу похитил у богов и отдал людям Кецалькоатль, за что люди возвели этого великого вождя в ранг богов.
О кукурузе у древних майя сложен целый цикл легенд, сложная мифология, свидетельство того, что это растение играло в их жизни исключительно важную роль. У них был даже бог кукурузы, который изображался с длинными шелковистыми волосами, олицетворявшими шелковистые нити, одевающие кукурузный початок. У кукурузного поля - мильпы - были свои духи, а початки, зерна, зеленая оболочка и стержни початков наделялись определенными символическими значениями, связанными с плодородием земли.
Влияние этой мифологии о кукурузе было настолько сильным, что она устояла в веках перед всеми религиозными воздействиями и концепциями европейцев.
Книга Чилам Балам, относящаяся ко второй половине XVI века, то есть к периоду уже после официальной христианизации среднеамериканцев, отождествляет Иисуса, «хлеб жизни», с богом кукурузы...
Более поздние отклики мифологии о кукурузе еще и сегодня ощутимы, особенно в Британском Гондурасе и на Юкатане, и не только в фольклоре индейцев, но и в обычаях, связанных с полевыми работами.
Оставить комментарий