Один день из жизни майя (часть 3)

Девушки племени майя

Девушки племени майя

Визит свата и родителей Уйка прошел благоприятно. Как полагается, сначала ни слова о предложении. Говорили о том, что делается на полях, о том, что, кукуруза не уродится, если будет засуха или сырая погода, о том, как бороться с нашествием саранчи, и что прошлогодние жертвоприношения не совсем устранили; засуху, и это не удивительно, потому что год начался с рокового дня кавака.

Потом гостям принесли тыкву с какао, смешанным с перченой кукурузной мукой, и это было знаком к тому, чтобы разговор пошел по иному руслу; ведь на Юкатане какао выращивали не слишком много и было не в обычае угощать столь дорогим напитком в такой семье, как у Иш Бакали, которая вовсе не принадлежала к городской знати. Итак, это было знаком, что хозяева хижины не против сватовства, но считают, что их семья стоит выше и следовательно, выкуп за невесту будет большой. Но сват был готов достойно ответить на это.

Ловко переведя беседу с урожая к истинной цели визита, он заметил, что семьи Уйка и Бакали могут объединиться, женив своих отпрысков, затем стал перечислять достоинства юноши прекрасного земледельца, и охотника, расхваливая его с красноречием южного купца, продающего драгоценный камень.

Старый Ах Бакаль притворился страшно удивленным этим предложением, но не забыл сказать, что, правда, ему следовало бы удивляться, ибо благодаря исключительным талантам его дочь, которая умеет прекрасно ткать и готовить еду, желали бы взять в жены многие живущие по соседству юноши.

—     Кроме того, - добавил он, - по всему видно, она может родить много детей. И красоту ее позволительно сравнить с красотой юной богини Луны. В семье ее прозвали еще Иш Кукуль -Перо Птицы Кецаль, - так она выдается своей красотой и достоинствами.

Сват ответил пространным перечислением достоинств Уйка. После общего разговора о заслугах обоих, продолжавшегося довольно долго, подошли к более конкретным вопросам, и сват предложил:

—     Уйк наделан столькими достоинствами, что родители его считают излишним платить обычный выкуп. Но, согласно обычаю, он будет служить тестю после женитьбы три года, помогая ему в полевых работах, охотясь с ним вместе, разыскивая медовые соты и заботясь о том, чтобы у семьи всегда были дрова. Кроме того, он заплатит четверть кипы зерен какао, восемь бусин, вырезанных из драгоценного красного камня, тринадцать пластин копала, толщиною с кукурузный початок, и две кипы неочищенного хлопка.

Ах Бакаль. тотчас же заметил, что такой выкуп слишком мал. Потом позвал дочь и спросил перед всеми, согласна ли она выйти замуж за Уйка, разумеется, если они сойдутся в цене выкупа. Она ответила утвердительно, но притворилась, что все это мало интересует ее. Тогда Ах Бакаль предложил продлить срок отработки зятя до пяти лет и удвоить количество хлопка и какао.

Сват вежливо отказал, а затем добавил:

- У тебя, Ах Бакаль, нет сыновей. Не надо забывать, что ты уже не так крепок как был в молодости, сильный зять для тебя будет благословением.

Это был самый веский аргумент, ибо Уйк славился как хороший работник.

Торг еще продолжался, и в конце концов согласились на том, что будущий муж отработает у родителей невесты четыре года и отдаст им столько товаров, сколько было предложено вначале. При следующем визите сделка была закреплена обменом тыквами и расписной глиняной посудой, а потом отмечена угощением, принесенным гостями. После торжественного обеда отец Уйка пошел в мужской дом, объявил, сыну добрую весть и вручил ему расшитый узорами передник - дар его будущей жены.

Оставалось попросить совета у жреца. На другой день сват отправился, к нему с полной тыквой кукурузной муки, в качестве дара. Жрец объявил, что между богами, под покровительством которых родились молодые люди, нет никаких разногласий. Напротив, соединение их стоит под очень благоприятным знаком: Уйк родился в третий день Кана, а как известно, Кан - день бога кукурузы, а тройка - число богов дождя и молнии, благоприятствующих урожаям. Для девушки по имени Одевающие Початок Листья и нельзя желать лучшего мужа. День ее рождения - седьмой яшкин - стоит под знаком бога Ягуара и бога жертвоприношений, которые не противятся этому браку. Затем, сделав какие-то расчеты, жрец назвал дни, благоприятные для того, чтобы отпраздновать бракосочетание.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *