Первые монархии и первые попытки объединения в Месопатамии

Шумерские и семитские государства в III тысячелетии до н.э.

Об организации политической системы, свойственной культуре Урука конца IV тысячелетия до н.э., практически ничего не известно. То немногое, что мы о ней знаем, позволяет думать о существовании небольших государств, которыми управляют именитые граждане, заседающие в собраниях.

В середине III тысячелетия до н.э. — с этого времени документация принимает ясно выраженный характер — территорию аллювиальной равнины и соседних долин делят между собой примерно пятнадцать государств. Речь идет о государствах городского типа; их часто еще называют городами-государствами (этот термин позаимствован из римской истории). Точнее говоря, это политические единицы, составленные из нескольких социальных групп, признающих свою принадлежность к единому целому и проживающих в едином жизненном пространстве, которое взято ими под свой контроль, и где они осуществляют — монопольным образом — свои общинные права. Есть основания полагать, что их политические режимы (а все они — монархического типа) представляют собой либо наследственные монархии, либо монархии выборные.

Попытки объединения

Некоторые даже относят эти государства к городам-храмам, в которых правят цари-жрецы. Такой тезис основан на наблюдении — безусловно, справедливом, — что храмы в общей своей массе преобладают над всеми остальными городскими сооружениями. Из этого общепризнанного факта делается несколько поспешное заключение, что храмам обязательно принадлежат все городские земли. Сегодня почти все научное сообщество отказалось от такой точки зрения, как от лишенной всякой документальной основы.

Заявляя свои монопольные права на определенные территории, любое месопотамское государство находится в состоянии почти постоянной войны со своими соседями. Эти междоусобные войны имеют своей целью главным образом изменение границ или жажду наживы, а не устранение противника. Самой известной конфронтацией — более чем вековой — является противостояние двух соседних государств, Лагаша и Уммы. В еще одном конфликте сталкиваются два других государства — Ур и Урук; спор заканчивается в XXIV в. до н.э. объединением двух этих царств.

Некоторые монархи пытаются нарушить такое политическое равновесие. Достоверный факт: в первой половине III тысячелетия до н.э. отдельные цари изъявляют желание создать политические институты за счет объединения нескольких могущественных государств в коалицию. Однако здесь речь может идти лишь о совместном управлении храмами на территории всего Шумера с центром в храме бога Энлиля в Ниппуре.

Исключительными выглядят лишь следующие случаи: царь Киша Месалим разрешает пару-другую спорных ситуаций между соседними царствами; царь Лагаша Эанатум завоевывает на недолгое время несколько царств; царь Эншакушана правит сразу в двух царствах — Уре и Уруке. В остальном же политическое равновесие будет нарушено не ранее 2300 г. до н.э., когда правитель Уммы Лугальзагеси навяжет гегемонию всем своим соседям и заложит основы первого государ­ства, в подчинении которого должны со временем оказаться все шумерские земли.

Царство Эбла в Северной Сирии

В 1974—1976 гг. в городе Эбла к югу от Алеппо (в Сирии) были обнаружены архивы, относящиеся к XXIV в. до н.э. и состоящие из по крайней мере 1727 це­лых глиняных табличек с надписями и немногим менее 10 000 важных фрагментов. К сожалению, на основе сохранившейся в этих архивах информации невозможно написать удовлетворяющую всем требованиям историю этого государства. В XXIII в. до н.э. царство Эбла терпит поражение в войне с царством Аккада. Подняться из руин оно уже не сможет.

Жан-Жак Гласснер «Мессопатамия»

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *