Почему евреи не едят свинину?

Почему евреи не едят свинину

Почему евреи не едят свинину?

Параллели в мифологии
Как известно, свинина запрещена к употреблению иудаизмом и исламом, запрет также действует в некоторых христианских сектах. Данные религии – семитского происхождения, поэтому запрет на употребление свинины, несомненно, имеет общий мифологический корень. И это действительно так: у древних египтян, также относящихся к семитской группе, тоже на употребление свинины был наложен запрет.

Если сказать точнее, то мифологическая подоплёка как раз таки различная. Арабы не едят свинину, потому что свинья – нечистоплотное животное, «валяющееся в грязи». У евреев причина запрета выражена заковыристо: у свиньи отсутствуют на копытах линии, разделяющие их надвое, и этим Яхве как бы пометил свинью как животное, не предназначенное в пищу. А у египтян считалось, что в свинью превращался злой бог Сет, когда боролся с Гором. Сет, по некоторым данным, является мифологическим «предком» библейского сатаны. Однако общая линия прослеживается явно: свинья у семитских народов прочно связывалась со злом.

Что скрывается за мифологической одеждой?
Судя по всему, причина запрета кроется в самых древних, первобытных верованиях. Неизвестность, в том числе географическая, пугала первобытного человека, а «обжитое» пространство внушало чувство безопасности. Люди своего племени считались самыми лучшими, животные и растения, населяющие окрестные леса и поля, считались «правильными». Человек видел разнообразие животного и растительного мира, подмечал, что среди множества видов имеются те, которые похожи на виды, обитающие в их собственном ареале. Будучи не в силах объяснить разнообразие «похожих» видов, человек стал предполагать, что животные и растения, населяющие дальние земли, являются результатом некоего «побочного» творения. То же самое касалось и представителей чужих племён. У примитивных (малокультурных) племён Тихого океана до сих пор в изобилии распространены подобные мифы. В одном их варианте верховный бог нарочно «уродует» какое-либо животное, наказывая его таким образом за его провинность. Во втором варианте верховному богу-творцу соответствует злой бог-антипод, который пытается подражать верховному божеству, но его творения выходят «корявыми».
Схожие мотивы можно без особого труда обнаружить в мифологиях европейских и восточных культур. И это естественно: познание человечества развивалось, в общих чертах, по одинаковому пути. Точно так же как и все без исключения мифологии в самом начале своего развития были политеистическими (включая и «библейскую» мифологию), а позднее приходили к монотеизму (в том числе древнеегипетская религия: по-видимому, египтяне пришли к идее единобожия намного раньше древних евреев). По мере развития мифологических сюжетов первобытное «зерно» постепенно затмевалось, но морально-этическая сущность оставалась неизменной.
Вариант мифа о свинье, принятый в иудаизме, является, таким образом, самым архаичным. В отличие от арабского и даже египетского вариантов, еврейский миф использует оставшийся от первобытного мировоззрения мотив «побочного творения».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *