Россия в 15 веке (часть 2)

Иван III

Иван III

Русские дворяне отличались от европейских рыцарей так же, как русские бояре от европейских баронов. Под давлением Орды они образовали единую боевую и административную систему. Великий князь не позволял боярам и высшим церковникам иметь на службе много дворян — почти все они получали земли за службу от самого князя по своему месту (то есть служебной должности) в армии или в администрации (отсюда слово помещик).

Князь контролировал передачу дворянских имений по наследству, так что он мог опираться на дворян, минуя бояр. Василий II и Иван III начали строить новую профессиональную администрацию из дворян-дьяков, а командный состав — из дворян: оружничих, окольничих и др. Так постепенно правление малой боярской "бригады" (Думы) сменилось в Москве правлением большой команды дьяков, которые видели в князе не просто господина, а государя Божьей милостью. Иван III впервые ввел дьяков в состав Думы. За особые заслуги дворянин мог получить боярский чин. Потомки отличившихся на государевой службе имели преимущества при назначении на посты воевод (полководцев и наместников в городах). Так закрепилась в России система местничества, где успех или промах одного представителя рода влиял на шансы всех его родичей. Это похоже на княжескую лествицу Киевской Руси, но в дворянском местничестве личные заслуги были важнее родства, и эта система позволяла выдвинуться всем способным людям.
Новым дворянам — помещикам — были нужны земли, деревни с закрепленными за ними крестьянами. Часть этих земель Иван III отбирал в тех княжествах, которые присоединял к Москве. Особенно много земель князь получил в Новгороде в 1478 году. Тогда москвичи выселили сотни семей новгородской знати в отдаленные города Московской земли, а на их место поселили московских дворян. Но всей этой земли не хватало для поддержки новой дворянской конницы. Возник план: отобрать часть земель у церкви. В ней в конце 15 века выделились нестяжатели — сторонники малых монастырей, где все монахи жили трудом своих рук. Им противостояли иосифляне — сторонники Иосифа Волоцкого (основателя монастыря в Волоколамске). Иосиф считал, что монастырь должен быть крупным, в нем должны быть не только школа для местных детей и больница для убогих и калек, но также и иконописная мастерская, центр переписки книг и т. п. Но такому монастырю нужны деревни — они будут кормить монахов, занятых просветительством. Сначала Иван III поддерживал нестяжателей, надеясь добровольно получить от них церковные земли. Но когда Орда была разгромлена, освоение русскими Поволжья ускорилось и находить поместья для новых дворян стало легче, тогда Иван III стал поддерживать иосифлян, которые сами нуждались в материальной поддержке князя и готовы были поддержать его своей просветительской деятельностью.
После объединения почти всех русских земель (Тверь сдалась в 1485 г.) Иван III занялся упорядочением законов Русского государства — это делалось впервые со времен Ярослава Мудрого. В 1497 году вышел новый "Судебник"; в нем важное место заняли законы о землепользовании, особенно закон о Юрьевом дне. Закрепляя давний обычай осенних переходов крестьян от одного феодала к другому, этот закон одновременно защищал право помещика на сохранение всех его работников в пору летних и весенних работ, а также право крестьянина беспрепятственно переходить раз в год от худшего хозяина к лучшему. Бояре и церковники были менее заинтересованы в этом законе: крестьяне сами переходили к ним от помещиков, которые, имея меньше зависимых крестьян, вынуждены были взимать с них больший оброк, или барщину.
Еще до свержения ордынского ига Иван III развернул активную внешнюю политику в Западной Европе. Падение Константинополя в 1453 году сделало Московскую Русь (хотя и данницу Орды) сильнейшим из православных государств. Чтобы закрепить эту традицию, Иван III женился в 1472 году (во второй раз) на византийской царевне Софье Палеолог, племяннице последнего императора, которая воспитывалась в Италии. За ней в Москву прибыло множество итальянских инженеров и архитекторов — "фрязей", как их звали на Руси. Их трудами в Москве возник Пушечный двор, были построены новый Успенский собор и новый, кирпичный Кремль. Русский дипломат дьяк Федор Курицын, ознакомившись с культурой Возрождения, создал в Москве первый философский кружок. В Новгороде под влиянием заезжих европейцев возникла ересь "жидовствующих", то есть желающих изучать Библию в подлиннике. Нескольких еретиков церковники сожгли, но ввести на Руси инквизицию не удалось.
После победы над Ордой Иван III начал войну с Литвой за возвращение древних земель Белоруссии, за выход к Балтике. Отвоевать Смоленск сразу не удалось; это сделал в 1514 году сын Ивана III. Но выход на Балтику Россия получила: напротив ливонской крепости Нарва встал русский Ивангород. Одновременно москвичи осваивали земли, унаследованные от Великого Новгорода, — побережье Белого моря и Пермскую землю до Северного Урала. В Приуралье русские крестьяне еще не селились — там только строили малые крепости, собирали дань и вели меновую торговлю мехами с местными охотниками.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *