Россия в 15 веке

Василий II (Темный)

Василий II (Тёмный)

Со времен Куликовской битвы до полного разгрома Золотой Орды прошло 100 лет. Огромный срок; чем он заполнен? Чего не хватало Московской Руси, чтобы сбросить иго сразу после победы над Мамаем?
Сравнивая события 1380 и 1480 годов, мы видим, что в 1480 году Москва уже имела большую профессиональную армию с хорошей полевой артиллерией, безупречной разведкой и опытными воеводами, так что до битвы дело не дошло. Хан Большой Орды Ахмет устал ждать, не нашел в русской обороне слабых мест (даже когда река Угра замерзла), не решился атаковать броды, защищенные пушками, и вдобавок узнал, что за время противостояния на Угре другая русская рать на ладьях спустилась по Волге и разгромила его столицу Сарай-Берке.

Итак, в 1480 году Москва полностью превзошла Орду в разведке, тактике, стратегии, военной технике и экономике (во время долгого "стояния" русская рать не голодала). Ясно, что для работы такой мощной военной машины необходим порядок в государстве: объединение всей страны, централизованная профессиональная администрация, упорядоченный суд и сбор налогов. Все это вместе называется абсолютизмом; его формирование в России заняло весь век — с 1380 по 1480 год — и проходило в острой борьбе.
Набег Тохтамыша в 1382 году выявил неустойчивость Московской Руси. Противоречивые интересы разных сословий временно сдерживались давлением Орды, но как только этот пресс слабел, вспыхивали такие же усобицы, как в феодальных королевствах Западной Европы. Дмитрий Донской не встретил Тохтамыша на Оке потому, что обнаружилась "в людех шатость", то есть бояре предъявили князю какие-то требования; без их выполнения они отказывались сражаться. А без привычных руководителей бояр посадские люди и крестьяне не решались идти в бой: ведь это были ополченцы, а не профессиональные воины. Дмитрий не мог тут же назначить других командиров взамен изменивших ему бояр — таких профессиональных военных в Москве еще не было. А как только Дмитрий уехал на север собирать новое войско, Москва оказалась "без головы": ни один боярин, ни даже митрополит не сумел возглавить народное сопротивление захватчикам. В этом виноват и сам Дмитрий: в 1374 году он ликвидировал в Москве пост тысяцкого (главы городского ополчения), а потом поссорился с митрополитом Киприаном.
Итак, главной задачей русского народа в первой половине 15 века было установление в государстве такого порядка, при котором случайные личные недостатки высших руководителей не приводили бы к катастрофам. Насущность этой задачи стала ясна всем в 30-х годах, когда в Московском княжестве вспыхнула усобица. После смерти Василия I (старшего сына Донского) его брат Юрий Звенигородский (очень способный князь, имевший хорошие отношения с церковью) отказался признать своего племянника Василия II великим князем и выгнал его из Москвы. Усобицей воспользовались бояре: они раскололись на две партии и расширили свои феодальные права (точнее, самоуправство). После смерти Юрия (1434 г.) спор продолжили его сыновья, причем жестокость борьбы нарастала: сперва Василий II ослепил своего двоюродного брата (Василия Косого), потом другой брат Дмитрий Шемяка ослепил самого Василия II; наконец, побежденный Шемяка бежал в Новгород, где его отравили агенты Москвы. В этой усобице решающую роль сыграла церковь: она поддержала Василия II Темного и его сына Ивана III как более "законных" князей.
Такие распри погубили бы Московское государство, будь Орда или Литва посильнее. Но в Орде шли еще худшие распри (после смерти Едигея там не было выдающихся правителей), а Литва после смерти Витовта (1430 г.) погрязла в усобицах и борьбе с ливонскими рыцарями. К тому же мать Василия II была дочерью Витовта, так что князь имел в Литве немало друзей и многие литовцы шли на московскую службу. Точно так же Василий II Темный привлекал на службу татар: один из приезжих "царевичей" Касим получил в управление Городец на Волге, названный в честь него Городец-Касимов. Сын Касима - крещеный Данияр стал русским воеводой и участвовал в покорении Новгорода при Иване III.
Такая продуманная и щедрая национальная политика и тесный союз с церковью (ее возглавил митрополит Иона — крупный политик и патриот, впоследствии объявленный святым наряду с Петром, Алексеем и Сергием) помогли Василию II и Ивану III восстановить власть Москвы на Руси. Равноценных соперников среди прочих князей у них не было. Нижний Новгород был зажат между Москвой и Ордой и давно смирился с превосходством Москвы, а Тверь довольствовалась независимостью от Москвы, прекратив борьбу за первенство на Руси; тверская княжна стала женой Ивана III.
Великий Новгород также довольствовался своей независимостью и богатством. Для полного подчинения этих земель Москве нужны были новые организованные силы; их Василий II и Иван III нашли в дворянах и дьяках, которые вряд ли одобряли такое занятие как черная магия.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *