Русь в 14 веке

Герб Твери

Герб Твери

Этот век стал переломным в истории России. Монгольский удар 13 века разрушил киевско-владимирскую государственную традицию; русский народ распался и погряз в усобицах. К концу 14 века он воссоединился, создав Московское государство. Это была новая держава обновленного народа, связанная с Киевской Русью только культурной традицией. Напомним, что в Киевской Руси преобладало "двоеверие": люди поклонялись Христу, одновременно почитая языческих богов. В Московской Руси православие стало единственной государственной религией. Языческие имена исчезли из обихода, вытесненные библейскими и греческими. Роль церкви возросла: она активно помогала князьям противостоять Орде, принявшей ислам в начале 14 века. Куликовскую битву (1380 г.) можно считать первым в русской истории "крестовым походом" за независимость.

Характерно, что в этой битве под московским знаменем билось много крещеных татар: их предки по разным причинам бежали из Орды на Русь, приняли православие и сделались "своими людьми". Православная вера стала в Москве главным признаком, отличавшим "своих" от "чужих" (в Киеве "своими" считались те, кто владел русской речью).

Такое объединение по признаку вероисповедания позволило великорусскому народу впитать в себя множество иноязычных племен, входивших в Киевскую Русь, но живших обособленно от славянского населения: половцев, литовцев, мерю, карел, вепсов. Теснее сделалась связь горожан с сельскими жителями (среди которых прежде было много язычников). Этому способствовал и упадок русских городов: ордынцы разграбили почти все крупные города, разрушили их торговые связи (кроме волжского пути, который они контролировали), так что Русь превратилась из "страны городов" в "страну деревень и монастырей".

В этих условиях мог бы развиться феодализм: бояре избавились от контроля городского веча. Но на Руси этого не произошло: помешало то самое ордынское иго, которое разрушило прежнее общество Киевской Руси. Утратив роль экономических лидеров, уцелевшие города сохранили свое политическое главенство. Возглавляемые князьями города стали центрами сбора дани Орде, позже они сделались центрами сопротивления Орде. Поэтому боярам было опасно жить вдали от городов, и на Руси не возник "замковый" феодализм, как в Западной Европе.

Внутригородская политика тоже сильно изменилась. Раньше три главные силы — князь, бояре и вече — находились в равновесии, ограничивая власть друг друга. Теперь роль князя как военно-политического лидера возросла; самостоятельная роль бояр уменьшилась — они превратились в правящую "бригаду" (думу), возглавляемую князем. Вечевая демократия превратилась в "военную" демократию; вече перестало регулярно собираться для выборов главных должностных лиц. Теперь только князь собирал вече по случаю войны или если хотел подкрепить свое политическое решение народной поддержкой.

Этот новый тип политики (клонившийся к абсолютизму, а не к феодализму) утвердился почти во всех городах Руси, кроме Новгорода и Пскова: их не затронуло монгольское нашествие, они сохранили торговые связи с Европой и прежний уклад городской жизни. Из всех городов Руси в 14 веке только Новгород вел активную внешнюю торговлю, неподконтрольную Орде. Поэтому Новгород был тогда богатейшим городом Руси. Однако не он возглавил борьбу с Ордой за возрождение Руси. Поднялись Тверь, Москва и Нижний Новгород, где процесс формирования нового великорусского народа шел особенно быстро.  Новгородцы же думали в основном о сохранении былых достижений и понемногу теряли политическую независимость. В начале 14 века они отразили попытку Михаила Тверского обложить их большой данью (для передачи Орде), но позднее согласились платить такую дань Москве и признали Великого князя Московского своим законным государем.

Не менее древним городом, чем Тверь является город Ярославль. Именно там в наше время производятся моторы ямз 238 б.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *