Сердца пяти рабов (часть 2)

Жертвоприношения майя

Это продолжение истории, рассказанной знаменитым учёным Томпсоном. Начало расположено здесь.

Процессия остановилась у покрытой раскаленными углями площадки; подошли служители и сняли с ног жрецов сандалии. Из рук одного из служителей верховный жрец принял сосуд с горящим копалом и тыкву с бальче и, повернувшись к востоку, предложил их красному чаку. Потом взял нечто вроде веничка из пучка полосок чешуйчатой кожи гремучей змеи и без колебания ступил на раскаленные угли, обмакивая веничек в тыкву с бальче и разбрызгивая ее вокруг. Дойдя до конца пылающего жаром угольного костра, он на мгновение остановился, потом повернув обратно. Вот он благополучно дошел до того места, откуда начал свой марш, снова протянул копал и бальче к востоку, и наконец, допил из тыквы остаток жидкости.

Представители белого, черного и желтого чаков по очереди выполнили тот же обряд. Балам особенно напряженно следил за белым чаком. Юные кандидаты в священнослужители не любили этого жреца, и Балама ничуть бы не огорчило, если бы он поскользнулся и его бы пожрало пламя. Но юноша тотчас же отогнал от себя эту мысль, столь не подходящую для такого торжественного дня, тем более, что это нарушило бы всю церемонию и недовольные боги отказались бы послать народу благодатный дождь.

Балам не мог увидеть, чем кончится этот обряд, ему надо было готовиться к своей роли. В глубине здания стояло четыре деревянных остова, покрытых древесной корой и перьями -изображения небесных богов. Балам подошел к красному, который он должен был нести вместе с приятелем Ах Туцем. Он погрузил свои ноги в передние конечности чудовища и осторожно, чтобы не поцарапаться об острые клыки, просунул голову в его шею, до разинутой пасти. Туц влез в задние ноги. Палки на плечах юношей поддерживали длинное тело дракона, не давая ему прогнуться. Жрец в задачи которого входила забота о бутафории, пришел с проверкой и, довольный, поправил на них,

маски. Прорези в маске позволяли Баламу видеть, куда он ступает. У находившегося сзади Туца не было этого преимущества.

По знаку жреца четыре пары юношей выстроились в ряд один за другим. Балам и Туц, несшие красного дракона, были впереди. Балам повторял свою роль несколько раз, так что по знаку к выходу он точно знал, что надо делать.

Четыре чудовища вышли один за другим из храма, прошли между расступившимися зрителями, подошли к лестнице пирамиды, на вершине которой находился храм Венеры, и начали подниматься по ней. Через каждые несколько шагов юноши издавали вопль, подражая крокодильему реву. Достигнув верхней платформы, Балам и Туц встали на восточном конце, в то время как их товарищи заняли свои места на северном, западном и южном. Балам мог следить за церемонией, а Туц во мраке чувствовал только, что деревянный остов все больше давит на плечи.

Верховный жрец и три помогавших ему жреца сняли костюмы богов дождя и вошли в храм Венеры, умоляя бога смилостивиться и не губить мир. Служители храма повели вверх по лестнице пятерых юношей, которых надлежало принести в жертву на каменном алтаре перед святилищем. Жертвы шли безропотно, им дали выпить большое количество бальче, чтобы очиститься и проявить мужество. К тому же, предназначенные в жертву твердо верят, что они уходят к богам, чтобы донести до них послание народа.

Балам смотрел на них с любопытством. У троих черты лица не похожи на майя. Вероятно, это рабы из ольмеков или зоке, купленные недавно у купцов, пришедших от Центральной Америки. Четвертого Балам знал: тот вырос рабом в доме его отца. Это был глуповатый юноша, над которым часто подшучивали. Его не нужно было долго убеждать, что он будет принесен в жертву для его же славы; примитивный ум его легко примирялся с любым положением, и, по всему казалось, что он доволен оказанной ему честью. Обстоятельства придали ему достоинство, которого до сих пор у него никогда не бывало. Но в глазах пятой жертвы полыхал страх: это был каменотес, осужденный заплатить жизнью за ошибку, допущенную в воспроизведении по указанной жрецами модели глифов на стеле, которая должна увековечить события сегодняшнего дня.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *