Символы медицины. Свеча (часть 3)

Тульп

Тульп

На некоторых рисунках анатомического содержания более позднего времени изображалась горящая свеча, несмотря на то что действие происходило при дневном свете. Это свидетельствует о том, что свеча постепенно стала изображаться в качестве такого же символа, что и античный факел, т. е. как символ медицины вообще и врачебной деятельности в частности. Примером этого может служить групповой портрет 1617 г. известного голландского художника Миревельта, изображающий анатомическое вскрытие, производимое доктором Виллемом ван дер Неером в присутствии представителей гильдии врачей.

В отличие от динамических изображений анатомических вскрытий А. Везалия и П. Павия картина, изображающая доктора ван дер Неера статична. Никто из присутствующих не проявляет интереса к вскрытию трупа, все головы повернуты к зрителю. Возможно, это объясняется тем, что художник стремился прежде всего дать портретное сходство каждого врача. Создается вполне обоснованное впечатление, будто все присутствующие на вскрытии были внезапно отвлечены от своего занятия кем-то посторонним, пришедшим со стороны зрителя.
Чтобы подчеркнуть контраст белого и черного, что было свойственно голландской живописи XVII в. (такой прием использует и Рембрандт), художник освещает всю группу сверху и спереди, а задний фон остается темным. В этих условиях свеча, изображенная на переднем плане, полностью теряет свое значение как источник света и, конечно, присутствует здесь в качестве символа.
Рисунок горящей свечи на переднем плане имеется и на картине Томаса ван де Витта (1727 г.), изображающей вскрытие трупа доктором Ван-Блейсвиком. Так же как на картине Миревельта, изображение свечи здесь символизирует профессию врача, является своеобразной эмблемой медицинской деятельности. Подтверждают такое мнение ряд произведений живописи, о которых известно, что горящая свеча присутствует на них как символ.

О том, что такое аденома простаты и её эффективное лечение читайте на сайте aminopanto.ru.

В 1985 г. исполнилось 365 лет с того дня, когда на Староместской площади Праги рукой палача была прервана жизнь известного политического деятеля, ученого-анатома Яна И. Иессена (род. в 1566 г.). Он получил звание бакалавра философии в Лейпциге, затем в 1591 г. окончил Падуанский университет. В 1594 г. Я. Иессен стал профессором анатомии и хирургии в Виттенберге, в 1597 г. — деканом, а затем и ректором этого университета. В 1600 г. он был приглашен в Прагу. Здесь он произвел первое в Средней Европе вскрытие трупа. В 1617 г. Я. Иессен стал ректором Карлова университета. Он принимал активное участие в политической жизни страны, был одним из руководителей восстания против Габсбургов и после его поражения в числе двадцати наиболее активных участников восстания был казнен четвертованием.
В 1617 г. был написан портрет Я. Иессена. По его желанию он изображен с горящей свечой в качестве символа бескорыстного служения избранному делу. Я. Иессен одет в мантию. Свеча стоит на столике сбоку, в глубине картины. На ленте, обвивающей свечу, написано на латинском языке: «Исполняя свой долг, я забываю о благе своем».
Примерно в это же время в Голландии в Амстердаме жил и работал другой известный анатом и хирург и одновременно судовладелец и купец Николас Н. Тульп (1593—1674 гг.) —ученик лейденского анатома Питера Павия. Граждане города неоднократно избирали Н. Тульпа бургомистром. Свое служение ближнему Н. Тульп сравнивал с горением свечи. На известном портрете тридцатых годов XVII в. кисти Н. Элиаса. (Амстердамский музей Сико, галерея № 6) Н. Тульп стоит лицом к зрителю, опираясь на перила в полной достоинства позе. На переднем плане в круглом подсвечнике — наполовину сгоревшая свеча. Н. Тульп указывает на нее пальцем, подчеркивая символическую связь горящей свечи с медицинской деятельностью. Надпись на табличке по-латыни гласит: «Служа другим, уничтожаю себя».
На другой картине, принадлежащей кисти Рембрандта ван Рейна (1632 г.), Н. Тульп, в то время декан гильдии хирургов, изображен в расцвете творческих сил в кругу своих коллег. Сюжет картины подсказал сам Н. Тульп, и предназначалась она для украшения парадного зала собраний гильдии хирургов в Амстердаме. Групповые портреты были характерны для голландской живописи XVI—XVII вв. и представляли собой по существу соединение нескольких одиночных портретов в одной картине, причем большое внимание обращалось портретному сходству изображаемых.
На картине Рембрандта ван Рейна Н. Тульп в голландской шляпе с широкими полями в кругу элегантно одетых врачей вскрывает тело преступника, умершего от пыток палача, известного в Амстердаме под кличкой Ребенок. Проводя анатомирование, Н. Тульп объясняет действие мускулатуры пальцев. У ног трупа стоит свеча.

Урок анатомии доктора Тульпа

Урок анатомии доктора Тульпа

На большом надгробном барельефе иенский анатом, хирург и ботаник профессор Иоганн Арнольд Фридерик (1637—1672 гг.) также изображен с горящей свечой и надписью над ней: «Служа другим, уничтожаю себя».
Горящая свеча изображена и на фамильном гербе английского врача Уильяма Гарвея (1578—1657 гг.), открывшего опытным путем кровообращение. На картине, приписываемой кисти Антония ван Дейка или Вильгельма ван Беммеля, вверху справа изображен герб семьи Гарвея. К семейному гербу Гарвей добавил изображение горящей свечи, обвитой двумя змеями, и изречение: «Чем сильнее горит, тем ярче светит». Так У. Гарвей символически изобразил свое стремление к познанию науки врачевания и свое желание посвятить себя этой науке.
В 1893 г. на своде колонного зала (Палаццо дель Бо) Падуанского университета, где учился У. Гарвей, было сделано изображение женской руки с факелом в виде виньетки. Вокруг факела обвиваются две змеи. Предполагают, что эта виньетка является копией герба Гарвея, выполненной либо в честь его пребывания в Падуе в 1602 г., когда ему была присвоена ученая степень доктора наук, либо позднее, когда он посетил Падую уже всемирно известным ученым. Герб Гарвея также изображен на его могиле в церкви Хемпстеда (Англия, графство Эссекс).
Так постепенно изображение горящей свечи все чаще использовалось как символ медицинской деятельности. Этому способствовало то, что его сделали своей эмблемой такие всемирно известные врачи, как Я. Иессен, Н. Гульп, У. Гарвей и др. В XVII—XVIII вв. эмблема «горящая свеча» стала одной из основных медицинских эмблем и использовалась не только отдельными лицами, но и врачебными обществами.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *