Символы медицины. Уринарий

Средневековый врач с уринарием в руках

Средневековый врач с уринарием в руках

Чаще средневековые врачи использовали в качестве эмблемы изображение уринария (сосуда для мочи). Исследование мочи на глаз — так называемая уроскопия — являлось одним из древнейших способов диагностики в медицине всех народов мира. Еще в Древнем Вавилоне за 2000 лет до н. э., а также в Древнем Египте, как видно из сохранившихся документов, врачи уделяли внимание цвету мочи. Описания мочи с клиническими замечаниями содержатся в древнеиндийском медицинском трактате Аюрведа (около 700 лет до н. э.). Гиппократ подчеркивал значение особенностей мочи, а также мокроты, рвотных мае и кала. Но вплоть до времен Галена прогресса в этом отношении не было.

В VI в. выдающийся экциклопедист Византии Аэций из Амиды написал первый трактат о различных оттенках цвета мочи. Об этом же писал в VII в. Фотосфарий — врач и капитан гвардии византийского императора Гераклита. В 1160 г. магистр Маурус из Салерно опубликовал трактат по уроскопии. Актуарий, автор семитомного трактата по уроскопии, был старшим врачом византийского двора в XIII в. В вышедшей около 1540 г. книге по уроскопии Готье Ажилона каждая из двенадцати глав посвящена определенному цвету мочи. Первая английская книга по уроскопии появилась в 1512 г. и была, вероятно, написана монахом Генри Даниелем; в 1541 г. вышла книга Флетчера, в 1548 г. — труд Роберта Рекорда. Известный французский врач XVI в. Жан Фернель в книге «О пульсе и моче» сделал попытку освободить уроскопию от многих бессмысленных наслоений. Противником злоупотребления уроскопией и использования ее шарлатанами был один из основателей Королевской коллегии врачей Англии Томас Линакр. Он предложил запретить членам коллегии давать советы больным без их обследования, на основании лишь вида мочи.
В XIII—XIV вв. уроскопия дошла в своем развитии до абсурда. Теоретически различали несколько сот разновидностей мочи. Только по окраске имелось 20 разновидностей мочи (например, шесть оттенков белого цвета), три градации по плотности и несколько десятков по содержанию в моче плавающих примесей. Сосуд с мочой ассоциировался с организмом человека. Он служил как бы его зеркальным отражением, а именно: верхняя треть сосуда соответствовала голове, средняя — грудной области и нижняя треть — нижней части тела. Врачи пытались узнать все о своем пациенте, рассматривая мочу, и зашли так далеко, что даже отказались от осмотра самого пациента. На основании разглядывания мочи пытались определить не только характер болезни, но даже возраст и пол больного. Считали, например, что по моче пациентки можно судить о ее целомудрии. Мочу обычно приносил в дом врача кто-нибудь из родных или знакомых больного. Все это открывало широкие возможности для обмана и шарлатанства.
Даже в специальной медицинской школе в Монпелье (Франция) в XIV в. слушателям внушали: «Если ты, анализируя мочу, не находишь в ней ничего особенного, то определи болезнь как обструкцию (засорение) печени, но если больной скажет, что он страдает головными болями, то возрази ему, что и в этом виновата печень. Вообще, пользуйся возможно чаще словом «обструкция», так как оно не понятно больному, а это именно и важно. Он никогда не должен понимать того, что говорит врач». В «Наставлении врачам», составленном в XIII в., содержались такие советы об их поведении: «В особенности же стойте на страже и будьте бдительны, чтобы профан не проник в тайну вашего искусства. Недоступность, как и пышная внешность, повышает вознаграждение врача, приносит дары без числа. Скромная внешность приносит и меньший доход — разве одно выражение пустой благодарности».
Уроскопия была настолько популярна, что даже У. Шекспир во второй части «Генриха IV» говорит о ней словами Фальстафа пажу: «Ну, великан, что сказал доктор про мою мочу?» На что тот отвечает: «Он сказал, что моча сама по себе хорошая, здоровая моча, но что до ее владельца, то ему и невдомек, сколько в нем сидит разных болезней».
В XVI—XVII вв. уроскопия подверглась жесточайшей критике, а затем от нее стали вообще отказываться. «Уроскопия, или изучение мочи, как наука стоит немногого», — говорится в одном медицинском справочнике 1724 г., а в другом написано еще короче: «Уроскопия — та же уромантия...» (т. е. гадание, пророчество по моче). Но в народной лечебной практике уроскопия удерживала свои позиции до недавнего прошлого. И это можно объяснить словами известного канадского клинициста и историка медицины У. Ослера: «Во всем, что касается болезней, доверчивость людей является тем постоянным фактором, который не может быть устранен, несмотря на развитие цивилизации или уровень образования».
Уринарий и аптекарская ступка являются постоянными атрибутами христианских святых Косьмы и Дамиана (православные святые Кузьма и Демьян) — покровителей врачей и аптекарей (в календаре святых их день — 27 сентября). Эти святые были реально жившими людьми — врачами-братьями из Сирии, замученными в период правления императора Диоклетиана (303 г. н. э.). В XVI—XVII вв. во многих странах Европы были в обращении серебряные монеты Флоренции и Эссена с изображениями святых Косьмы и Дамиана. Многие художники средневековья изображали их на картинах и миниатюрах. На рисунке Иоганна Веттлина они показаны в костюмах XVI в.: Косьма держит уринарий, а у Дамиана в руках ступка с пестиком. Над фигурами святых надпись: «Мудрый врач не должен предлагать одно лекарство вместо другого, заменяя белое черным, но должен стремиться следовать квалифицированным знаниям».

Косма и Дамиан

Косма и Дамиан

Кроме Косьмы и Дамиана, были и другие святые — покровители медиков. Врачи поклонялись святому Луке, «возлюбленному врачей», и святому Пантелеймону — «врачу-мученику», жившему при императоре Максимиане (IV в). Считалось, что некоторые святые «помогали» при определенных болезнях: святой Антоний — при эрготизме («огонь святого Антония»); святой Джиллес — при эпилепсии; святой Витус — при пляске святого Вита; святой Денис — при головной боли; святая Аполлония — при зубной боли; святой Рох, святая Женевьева, святой Себастьян — при различных эпидемических заболеваниях; святой Валлиброд считался защитником при чуме. Особенно почитался святой Иоанн — божественный основатель ордена госпитальеров-иоаннитов.
Против эмблем, использовавшихся невеждами и шарлатанами (уринарий и клистир), резко выступали передовые врачи средневековья и эпохи Возрождения (Арнольд из Виллановы, Жан Фернель, Томас Линакр и др.). Эти эмблемы примитивного врачевания были постепенно забыты.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *