Суеверия и истинные знания курандеро

Пейотль

Пейотль

Было бы ошибочно считать майя-курандеро своего рода ученым с обширными, хотя и эмпирическими, знаниями. Он скорее продолжатель древних традиций и — нередко — столь же древних суеверий. Лекарственные растения он собирает по определенным святым дням, обмороки и сердцебиения «изгоняет» барабанным боем, при некоторых болезнях «назначает» спасительные амулеты, а ревматика выводит в открытое поле дождливой ночью и «заговаривает», ибо ревматизм и другие подобные ему заболевания даны... богами дождя. Любопытный пережиток древнего культа майя — прекращение всякого лечения в последние пять дней года, считающиеся пагубными.

В мешке бродячего знахаря всегда есть камешек в форме сердца, который, будучи подвешен на шею ребенка, якобы оберегает его от укусов ядовитых пауков. Так называемый «олений глаз», косточка одного тропического плода, оберегает детей от «сглаза». «Против этого идолопоклоннического фетиша, — отмечает Э. Э. Киш, — яростно выступали миссионеры и их последователи, утверждавшие, что от «сглаза» может помочь только святой медальон. Результат их разъяснительной работы таков: в детских диспансерах половина младенцев снабжена языческими амулетами, а другая половина носит вдобавок и святой медальон».

И все же в наши дни курандеро перешагнули через некоторые суеверия. Например, копаловую смолу они используют и далеко не в религиозных целях — для лечения гонореи...

Вопреки всяким суевериям, фетишам и амулетам, знахари майя определенно прекрасные знатоки среднеамериканской тропической флоры и ее лекарственных свойств. Свидетельством тому служат исследования химиков, подтвердившие многие из приписываемых мексиканским травам свойств и, прежде всего, тот факт, что химико-фармацевтическая промышленность взяла эти травы на вооружение.

И сюрпризы, которые преподносят нам известные древним майя лекарственные растения, далеко не исчерпаны. Не так давно французский врач Эскофье-Ламбиот рассказывал о проведенных им и другими учеными исследованиях мескалина, вещества, извлекаемого из мексиканского кактуса, называемого древними майя пейотль (или пейот). О странном, вызывающем галлюцинации эффекте его, как мы уже знаем, писал в 1650 году монах Бернардино де Сахагун. Исследования показали, что принимаемый в малых дозах мескалин может вызвать существенные улучшения в состоянии психических больных, считавшихся даже неизлечимыми. Это тот самый мескалин, от которого у жрецов майя начинались фантастические видения и который придавал мужество предназначенным в священные жертвы несчастным, вызывая у них экзальтацию. О том как мескалин использует современная молодёжь, а также другие новости рок музыки на сайте pritone.ru.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *