Танцы майя

Танцы майя

Вера в духов и привидения, судя по всем данным, наиболее распространена среди майя на высоких гватемальских плоскогорьях. В городе Солола, например, вблизи озера Атитлан, до наших дней дошло несколько легенд о духах, особенно о сигуанаве, который появляется в лунные ночи вблизи колодцев: о «безголовом осле», присутствие которого можно угадать по звону цепей на дорожных камнях; о сомбреронах, неожиданно возникающих на темных улочках, и о «наседке с цыплятами», которая заставляет блуждать путников. Горные жители Гватемалы верят в духов рек, холмов, деревьев, зверей и растений. Как доказывает Хименес, «весь этот мифический, легендарный мир верований вошел в повседневность, смешался с самыми незначительными мелочами жизни и растворился в самом образе обыденных вещей. Люди живут в этом сверхъестественном и в то же время реальном мире... населенном фантастическими существами и таинственными предметами, полном кладов, звуков и красок».
В наши дни, как и много веков назад, танцы майя тесно связаны с религиозными ритуалами, и факт этот с успехом используют в своей рекламе предприимчивые агенты туризма («Посетите Гватемалу, страну древних танцев майя!»). Что касается языческого характера этих танцев, лучше всего предоставить слово испанскому священнику из Масатенанго, который составил специальный доклад о древних танцах майя-киче.
«Он (танец) изображает принесение в жертву индейца-военнопленного, как происходило в давние времена, по заявлению самих танцоров. Четверо нападают на пятого, привязанного к столбу, пытаясь убить его. Эти четверо переодеты и в масках ягуара, пумы, коршуна и еще одного, уж не помню какого, зверя. Они заявляют, что звери эти — их родичи. Танцующие аккомпанируют себе на длинных витых трубах, изрыгающих ужасные, вызывающие содрогание звуки...».
Примерно к тому же периоду относится и следующее описание танца с Юкатана. «Индейцы припасают носилки и ставят на них нечто вроде башни, высотою в шесть футов (около 1,95 м.), довольно сходной со стулом. Сверху донизу все это покрывается крашеным хлопчатобумажным полотнищем с флажками по сторонам. Прилично одетый индеец влезает в эту башню по пояс. В одной руке у него деревянная трещотка, очень распространенная в этих местах, а в другой — перо. Он все время двигается, не останавливаясь ни на минуту, крутит трещотку под барабанный бой другого индейца, стоящего возле носилок. Толпа индейцев, выстроившись в длинный ряд, двигается тем же манером, дуя в дудочки, издающие резкие, пронзительные звуки. Затем шестеро из них поднимают носилки на плечи и идут, танцуя в ритме барабанного грохота... Этот танец они называют соно, говоря, что унаследовали его от очень давних времен».
Прервёмся не надолго чтобы узнать, где купить резину мишлен по выгодным ценам.
Религиозный характер этих танцев обличает и тот факт, что они исполняются в определенное время, причем танцоры должны предварительно выдержать пост и выполнить определенные обряды. В некоторых областях, продолжая исполнять древние танцы, майя внесли в них элементы христианских религиозных обрядов. Так, Томас Гейдж, англичанин-доминиканец, долго живший на Атитлане, в Гватемале, рассказывает, что в древний танец майя-покомамов введены новые персонажи — святой Иоанн Креститель и Ирод; танец, по-видимому, является мимическим представлением усечения главы Иоанна — в такой манере, где эта сцена из Нового завета переплетается с древними обрядами майя.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *