Волки в легендах и мифах

Римская волчица

Люди, населявшие Землю тысячелетия назад, не выделяли себя из окружающей природы. Они не видели особых различий между собой и животными, считали их во всем равными себе, а некоторых - даже существами, наделенными сверхъестественной силой. Первобытный человек был убежден, что животные, как и люди, живут родами, племенами. Больше того, у него не было сомнений, что он сам и группа, к которой он принадлежит, состоит в родстве с тем или иным видом животных (тотемом). Следы и пережитки тотемизма долго сохранялись у многих народов Америки, Азии, Африки, Океании, Европы.

Среди различных представителей животного царства, ставших тотемами, волк занимает одно из ведущих мест. В индейском племени тлинкитов (северо-западное побережье Северной Америки), у ирокезов были роды Волка. В Туркмении волка считали тотемом одиннадцать родов. От волка вели свою родословную узбеки. У эскимосов Берингова пролива оружие, утварь, даже лица украшались тотемическими знаками. Главными тотемами являлись волк, ворон, кречет. Волка почитали монголы: в одной из легенд говорится, что их народ произошел от волка, рожденного небом, и маралухи.
Прародительницей древних тюрков считалась волчица. В предании, сохранившемся в китайских летописях, рассказывается, что она спасла от гибели беспомощного десятилетнего мальчика. Он был единственным, кто уцелел из рода гуннов, истребленного врагами. Когда он вырос, волчица родила от него десять сыновей, каждый из которых стал основателем рода. Один из них - Ашина в память о собственном происхождении над воротами своего местопребывания выставил знамя с волчьей головой.

Почитатели тотема были убеждены, что они могут рассчитывать на его поддержку и защиту в самых разных жизненных ситуациях. Еще несколько десятилетий назад узбеки, у которых сохранялась родоплеменная организация, верили в помощь своего прародителя волка. Большинство этих поверий было связано прежде всего с появлением на свет детей и стремлением сохранить жизнь новорожденным. Стараясь облегчить трудные роды женщине, на руку ей как браслет надевали волчью челюсть или растирали в порошок кусочек высушенного волчьего сердца, растворяли его в воде и давали выпить. Когда ребенок рождался, его, чтобы долго жил, заворачивали в волчью шкуру. Распространен был обычай подвешивать к колыбели амулеты: волчьи зубы, когти, бабки. Взрослые узбеки, желая спасти себя от всяких несчастий, носили в кармане клыки, а зубы и когти в кожаных мешочках пришивали к одежде. Волчьи обереги не разрешалось продавать, их можно было только дарить.

Наверное, не меньше, чем узбеки, рассчитывали на покровительство волка буряты. Если у кого-то начиналась «крапивная лихорадка», его заворачивали в волчью шкуру - это считалось самым лучшим средством, Казахи и казанские татары растирали сыпь волчьим хвостом.
Немало поверий, в которых волк выступал в роли охранителя, было в Европе. Римский ученый и писатель Плиний Старший, живший в первом столетии, писал, что волчья голова разрушает силу чар. Именно поэтому ее прибивали к дверям сельских усадеб. С той же целью в Германии и Франции использовали волчью пасть. А крестьяне Сицилии в XIX веке держали волчью лапу в конюшнях. Когда лошадь заболевала, эту лапу прикладывали к уху животного.

Считая тотемное животное своим родственником, человек относился почтительно к нему даже к мертвому. У древних афинян существовал обычай, по которому всякий убивший волка должен был устроить ему похороны. Якуты тоже не оставляли на произвол судьбы мертвого волка: они заворачивали его в сено и вешали на дерево, то есть хоронили по древнему способу жителей тайги. Обязательно предавали волка земле узбеки.

С давних времен люди верили, что животные прекрасно понимают человеческую речь, и если человек будет относиться к ним без почтения, они отомстят ему. Поэтому многие народы часто называли зверей под ставными именами. Смоленские крестьяне, встретившись с волками, говорили: «Здравствуйте, молодцы!» У эстонцев волк - «пастух», «длинный хвост», «дядя», у литовцев - «полевой», у коряков - «тот, кто держится в стороне», у абхазских охотников - «счастливая пасть».

Чукчи почитали волка, видя в нем сверхъестественное существо. Если волк зарезал оленя, они не трогали убийцу, боясь, что остальные звери в отместку уничтожат всех оленей. Буряты забрасывали кровь волка зимой снегом, а летом землей: иначе может начаться продолжительное ненастье, потому что волк - небесная собака. Якуты. В мифе североамериканских индейцев арапахо над животными властвует тоже волк, правда, старый. Хозяин зверей, созвав своих собратьев и койотов, приказывает им помогать героям мифа.

Люди первобытных племен не имели правильного понятия о том, как зарождается жизнь ребенка. Они верили, что женщина может вступать в брак с животным или духом. Все это способствовало развитию культа предков в образе животных. Камчадалы, например, считали волка отцом близнецов, так как были убеждены, что два ребенка сразу не могут родиться от мужа, необходимо еще участие божества. Но жена у камчадалов обязана была сохранять верность мужу, ибо вступать в связь с духом считалось грехом, рождение близнецов - несчастьем, и за это сурово карали. А незамужним это не возбранялось, более того, камчадалы делали волка из травы и заботливо сохраняли его в течение всего года, чтобы он «вступал в брак» с девушками: считалось, что от одного волка близнецы родиться не могли. Вот так мистика заменяла знание биологии.

Широко известна история Ромула и Рема. Предание, в котором рассказывается об основании Рима, было официально признано в III веке до н. э. В том же веке эмблемой города Рима стала Капитолийская волчица, кормящая младенцев. Однако Ромул и Рем не единственные дети, жизнь которых спасла волчица. Сюжет этот достаточно распространен в мифологии многих народов. Так, славянские богатыри Валигора и Вырвидуб были вскормлены волчицей и медведицей. Волчицы вырастили основателя древнеперсидского государства Кира, героя немецких преданий Дитриха, и т. д.

Широкое распространение этой темы в мифах и легендах свидетельствует о добрых взаимоотношениях человека и хищного животного. Существует тут, вероятно, и второе объяснение. Судя по всему, древние люди считали, что ребенок, вскормленный диким зверем, особенно таким, как волчица, должен быть храбрым, сильным, выносливым. Ведь дети, воспитанные в легендах волчицами,- или будущие родоначальники, или национальные герои, или богатыри.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *