Загадка заброшенных городов майя (часть 2)

Вашанктун

Вашанктун

Первая эпоха расцвета культуры майя - 320- 987 гг. н. э. - названа историками Древним царством (по аналогии с историей древнего Египта. Этот длившийся более шести с половиной веков период начинается с самой древней даты (320 г. н. э.), высеченной на табличке, которая найдена вблизи города Пуэрто-Барриос, в Гватемале (самая древняя из датированных стел находится в Вашактуне; она помечена 9 апреля 328 г. н. э. и обнаружена в 1916 году археологом Сильванусом Морлеем), а завершается этот период тем временем, когда майя покинули свои крупнейшие города по причинам, до сих пор еще не совсем, ясным.

Одним из самых величественных памятников начального периода (320-633 гг.) Древнего царства является пирамида в Вашактуне, лучше всего сохранившаяся из всех памятников в равнинных местах. Она и сегодня еще привлекает внимание археологов. Несколько обнаруженных здесь погребений дают представление о похоронном обряде в период формирования майя и в начальный период Древнего царства. Стелы с высеченными на них иероглифическими знаками, каменные храмы и многоцветная керамика этой эпохи обнаружены также в Тикале, Копане, Паленке, Ошкинтоке и других местах.

К концу VI века культ памятников распространился по всей средней долине реки Усумасинты, вплоть до южных районов Кампече, затем достиг восточного побережья Юкатана и проник в леса Чиапаса, до современного Британского Гондураса. В этот второй период Древнего царства (633-731 гг.) по всей территории майя воздвигались храмы для отправления культов. К этому времени относятся и самые значительные памятники из поселения, обнаруженного в Пьедрас-Неграс, на берегу реки Усумасинты.

Рельефные стелы красноречиво свидетельствуют о том, что майя много внимания уделяли астрономическим и математическим познаниям и особенно календарю, что наложило глубокий отпечаток на всю их культуру. На стелах, этих каменных документах, жрецы отмечали свои успехи в изучении звезд, а самые лучшие художники вырезали на них изображения божеств. Каменным стелам отводились самые важные места в городах, перед культовыми пирамидами и дворцами.

К концу этого периода ритм строительства замедляется. Некоторые города, ранее выделявшиеся возведением храмов, почти совсем прекращают всякое строительство. Таковы, например, Тикаль и Вашактун, где до сих пор не обнаружено ни одной рельефной стелы, относящейся к этому периоду. Но к середине VIII века строительство возобновляется, еще более интенсивное. Это третий период Древнего царства (731-987 гг.), продолжавшийся более двух с половиной столетий и оставивший внушительные строения в Киригуа, Флоресе, Ихтуне и в других местах.

Пока еще не разгадано, почему в строительном деле произошел значительный спад, но тот факт, что при его возобновлении искусство и архитектура майя претерпели значительные изменения, очень многозначителен. Форма керамики и ее орнамент изменились довольно резко. Главные персонажи на стелах, обычно изображавшиеся в профиль, теперь открывают свое лицо, и ноги их повернуты ступнями наружу. Лишь изредка голова вырезается в профиль и плечи слегка повернутыми. В строительстве огромные вмурованные в стены камни уступают место каменным плитам меньших размеров, которые гладко отшлифованы и наложены на основание стен. Изменения эти происходят не везде в одно время, но мало-помалу распространяются на всю территорию майя.

Эта эпоха расцвета культуры майя названа Древним, царством не совсем удачно, ибо речь идет не о царстве, а об отдельных городах, живших своей независимой жизнью, но взаимно влиявших друг на друга и поддерживавших торговые связи. Некоторые археологи считают, что равнинные города майя объединились в классический период в своего рода федерацию, управление которой находилось в руках небольшой касты жрецов и представителей знати, связанных родством и выполнявших главным образом религиозные функции. Управление городами было двойным: во главе каждого города стоял вождь - халач-виник в руках которого была гражданская власть и некоторые религиозные функции, и жрец, занимавшийся исключительно культовыми делами и изучением астрономии. В, малых поселениях, располагавшихся вокруг городов, руководящая верхушка набирала рабочую силу для возведения храмов, пирамид, дворцов и стел; строительство велось после сбора кукурузы, когда простые люди под присмотром архитекторов, каменщиков и деревщиков могли использоваться для подвоза материалов и для разных подсобных работ.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *