Жертвоприношения у древних майя (часть 1)

Жертвоприношения майя

Жертвоприношения майя

Функции, связанные с культом богов, исполняли жрецы. На Юкатане верховный жрец культового центра носил титул ах кин май, или ах кан май, то есть «Принадлежащий Солнцу». Ему помогали другие, находившиеся у него в подчинении жрецы - ах кины. В функции верховного жреца входило наблюдение за ходом церемоний согласно ритуалу, календарные расчеты, посвящение других жрецов в тайны иероглифического письма; верховный жрец занимался астрономической наукой, предсказаниями и руководил обрядом жертвоприношений.

В определенные периоды в городах майя наблюдалось своеобразное двоевластие: с одной стороны, городом управлял гражданский правитель халач-виник, занимавшийся политическими делами, а с другой - верховный жрец, ах кин май, глава духовенства. В разных географических районах и в разные исторические периоды в этой организации происходили некоторые перемены; у племен майя-какчикель было два равных по рангу верховных жреца; один возглавлял обряд жертвоприношений, в ведении другого находились религиозные и астрономические тексты, а также математические расчеты, связанные с календарем. У племен майя-цоциль, живших в Чиапасе, духовенство избиралось исключительно из сыновей знатных, так что политическая и религиозная власть тесно, переплетались. Да и на Юкатане с верховным жрецом советовались по всем вопросам, связанным с управлением городом, а глава гражданской власти выполнял некоторые жреческие функции.

Жрецы, занимавшиеся преимущественно предсказаниями, назывались чиланами. Они впадали транс, во время которого им открывались видения и они могли общаться с богами, получать от них повеления, передавая их затем простым смертным.

Были ли эти жрецы шарлатанами? На это трудно ответить. Вполне вероятно, что видения чиланов были реальными ибо их вызывало состояние транса после употребления наркотика, обычно в смеси табака с известью, а может, и с соком кактуса пейотль или пейот (Datura stramonium). В этом последнем содержится вещество, вызывавшее у индейцев своеобразное опьянёние, которое по записанным в 1650 году свидетельствам монаха Сахагуна «придает им силы, изгоняет всякий страх и вызывает пышные или нелепые видения».

Для предсказания будущего чиланы пользовались также изучением календаря и священных текстов: древние майя верили, что некоторые события повторяются через определенные промежутки времени (обычно через 52 года). Прежде чем обратиться к книгам, жрецы окропляли их водой - сууй, из определенных источников в лесной глуши, куда женщины не имели доступа. У некоторых майя и по сей день есть в языке слово сууй, в значении чистый, невинный, девственный. А вот были ли знакомы древним майя жесты раскрытой ладони, как символ открытости к диалогу, неизвестно.

Еще одна категория жрецов - наконы - занималась только обрядами жертвоприношений. Они вырывали у жертв сердце, отдавая его ах кин маю, верховному жрецу, а тот вкладывал его в губы божества – идола. Четыре жреца, называвшиеся чаки (как и боги дождя), во время жертвоприношения держали обречённых за руки и за ноги.

К обычным церемониям относилось молитвенное обращение к богам, чтобы они вернулись в то место, где находится город (древние майя верили, что если наступала, например, засуха, значит боги временно покинули данный район). Во время церемонии моления (она практиковалась и у астеков) жрецы разбрасывали перед храмом кукурузную муку; если боги вернутся, на муке останутся следы. В связи с этой, церемонией интересно одно сравнительно недавнее открытие в Паленке - три подземных туннеля, ведущих от одного из зданий в центре дворцовых сооружений к различным храмам. Вполне вероятно, что эти туннели были известны только жрецам, которые, воплощаясь в образы богов, таинственно появлялись среди смертных и незаметно оставляли свои следы на муке перед храмами.

Верховного жреца ах кин мая можно, по-видимому, ставить несколько выше административного правителя города, поскольку он мог «разговаривать» с богами, тогда как другой занимался только суетными мирскими делами. И все-таки, в некоторых крепостях духовная и светская функции переплетались. Впрочем, как жрецы, так и военная верхушка выходили исключительно из господствующих слоев городского населения.

Нет комментариев : “Жертвоприношения у древних майя (часть 1)”

Trackbacks/Pingbacks

  1. Жрецы Зодиака. Гадания и заговоры майя. | Новости науки и техники, интересности со всего Света - [...] мы говорили о жрецах древних майя, мы отмечали, что одной из их обязанностей было [...]

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *